СВЯЗЬ ОБЩЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Е.Л. Буслаева, Н.В. Власова
💾 СВЯЗЬ ОБЩЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Московский государственный лингвистический университет
Московский государственный психолого-педагогический университет

Аннотация. Статья посвящена изучению общей осведомленности об окружающем мире детей младшего школьного возраста и их мотивационной готовности к школьному обучению. Интеллектуальная готовность, включающая в себя осведомленность ребенка об окружающем мире, является важным ком­понентом психологической готовности детей к школьному обучению, необходимость изучения которой диктуется современными условиями. Ориентация в окружающем мире предполагает не только знания о нём, это ещё и усвоение требований социальной среды, выполнение которых дает возможность ребен­ку занять свое место в социуме среди окружающих его людей. Эмпирическое исследование показало, что современные дети младшего школьного возраста хорошо осведомлены о различных сферах жизне­деятельности, но развитие представлений детей в этнокультурной и литературно-духовной сфере нуж­дается в дополнительном воспитательном воздействии со стороны педагогов и родителей. В результате исследования была выявлена положительная корреляция между уровнем общей осведомленности и мотивационной готовностью младших школьников. Стремительные изменения, происходящие в совре­менном мире, отражаются на представлениях детей о социальной действительности и сказываются на их социальной позиции и формировании личности. Формирование общей осведомленности является важным фактором мотивационной готовности к школьному обучению и личностного развития в целом.  

Ключевые слова: осведомленность; ориентация в окружающем мире; интеллектуальное развитие; мотивационная готовность; психологическая готовность к школьному обучению.

SUMMARY

CONNECTION BETWEEN GENERAL AWARENESS OF THE SURROUNDING WORLD AND MOTIVATIONAL READINESS FOR SCHOOL EDUCATION AT PRIMARY SCHOOL AGE
E.L. Buslaeva, N.V. Vlasova
Moscow State Linguistic University
Moscow State University of Psychology and Education

Abstract. The article is devoted to the study of the general awareness of the world around children of primary school age and their motivational readiness for schooling. Intellectual readiness, which includes the child's awareness of the world around him, is an important component of the psychological readiness of children for schooling, the need to study which is dictated by modern conditions. Orientation in the surrounding world presupposes not only knowledge about it, it is also the assimilation of the requirements of the social environment, the fulfillment of which enables the child to take his place in society among the people around him. Empirical research has shown that modern children of primary school age are well aware of various spheres of life, but the development of children's ideas in the ethno cultural and literary-spiritual sphere needs additional educational influence from teachers and parents. The study revealed a positive correlation between the level of general awareness and motivational readiness of primary schoolchildren. The rapid changes taking place in the modern world are reflected on children's ideas about social reality and affect their social position and personality formation. Shaping general awareness is an important factor in motivational readiness for schooling and personal development in general.
Key words: awareness; orientation in the outside world; intellectual development; motivational readiness; psychological readiness for schooling.