ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Т.Н. Осинина
💾 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Государственный гуманитарно-технологический университет

Аннотация. Аннотация. В профессионально-педагогической деятельности педагога пристальное внимание необходимо уделять технологиям развития познавательных способностей личности. Особую акту­альность проблема развития познавательных способностей приобретает в условиях цифровизации. Активно внедряя современные технологии в образовательный процесс, следует подчеркнуть значи­мость этих инструментов для когнитивного развития субъектов учебной деятельности.
В статье представлено описание и результаты долгосрочного методического проекта «Психолого­-педагогические технологии в развитии познавательных способностей обучающихся», который автор реализует на базе Государственного гуманитарно-технологического университета (Московская область, г. Орехово-Зуево). Все инновационные технологии автор рассматривает сквозь призму когнитивного развития обучающихся, отмечая потенциал наиболее эффективных для решения этой проблемы тех­нологий.
Новизна проекта заключается в систематизации технологий на основе их возможностей для разви­тия когнитивных функций обучающихся. Существующие технологии развития познавательных способ­ностей, созданные на основе фундаментальных научных исследований познавательных процессов лич­ности, используются педагогами фрагментарно и не находят должного применения в практике школь­ного и вузовского образования, отсутствует системный подход к развитию способностей школьников и студентов. Это обусловлено, во-первых, отсутствием научно-обоснованных рекомендаций, которые действительно доступны для применения в современном образовательном процессе, а, во-вторых, не­знанием механизмов функционирования способностей личности. Результаты проекта, представленного в статье, изложены в работах автора и представлены на конференциях и конкурсах различного уровня.  

Ключевые слова: познавательные способности; психолого-педагогические технологии; обучение; развитие; цифровизация; технологизация.

SUMMARY

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ COGNITIVE ABILITIES
T.N. Osinina
State University of Humanities and Technology

Abstract. Nowadays great attention should be paid to the technologies of the personality's cognitive abilities development in the professional and pedagogical activity of a teacher. The problem of developing cognitive abilities acquires particular urgency in the conditions of digitalization. Actively introducing such modern technologies into the educational process, it is necessary to emphasize the importance of these tools for the cognitive development of educational activity subjects.
The article presents the description and results of the long-term methodological project "Psychological and pedagogical technologies in the development of students’ cognitive abilities", which the author implements on the basis of State University of Humanities and Technology (Moscow region, Orekhovo-Zuevo). The author considers all innovative technologies through the prism of students' cognitive development, revealing the potential of the most effective technologies for solving this problem.
The novelty of the project is in the systematization of technologies based on their capabilities for the development of students’ cognitive functions. The existing technologies for the development of cognitive abilities, created on the basis of fundamental scientific research of the cognitive processes of the individual, are used by teachers in fragments and do not find proper application in the practice of school and university education, there is no systematic approach to the development of the abilities of schoolchildren and students. 

Key words: cognitive abilities; psychological and pedagogical technologies; learning; development; digitalization; technologization.