ХРОНОТОПЫ РОМАНА И.С. ШМЕЛЁВА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ»

А.В. Блохин
💾 ХРОНОТОПЫ РОМАНА И.С. ШМЕЛЁВА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ»
Государственный гуманитарно-технологический университет

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема использования И.С. Шмелевым в романе «Лето Господне» особого художественного изобразительно-выразительного приема – хронотопа, ос­нованного на совмещении пространственных и временных характеристик при воспроизведении собы­тий прошлого сквозь лирические ощущения автора-рассказчика. При анализе использования данного художественного средства особое внимание уделяется религиозной и духовной стороне становления личности, процесс формирования которой показан в романе в неореалистической традиции, с при­влечением как традиционных, так и новаторских изобразительных приемов, отражающихся и на струк­турно-композиционных, и на языковых особенностях произведения. Синтезируя в своем романе мно­гие художественные достижения предшественников, И.С. Шмелев создает уникальный образец такого произведения, в котором фотографически точная ностальгия переплетается с духовно-назидательной религиозностью, составляющей основу философии и нравственных убеждений автора. Воспоминания и впечатления детства главного героя связаны с религиозно-нравственной тематикой, что может гово­рить о применении И. Шмелевым в романе «Лето Господне» целой системы христианско-православных субъективных хронотопов, опирающихся и на веру в Бога, и на веру в лучшие качества человека.  

Ключевые слова: И.С. Шмелев; роман «Лето Господне»; хронотоп; пространственно-временные характеристики; языковые особенности; христианство; религиозность.

SUMMARY

CHRONOTOP OF THE NOVEL BY I. S. SHMELEV "SUMMER OF THE LORD»

A.V. Blokhin
State University of Humanities and Technology

Abstract. This article deals with the problem of I. S. Shmelev's use in the novel "Summer of the Lord" of a special artistic technique – chronotop, based on the combination of spatial and temporal characteristics when reproducing the events of the past through the lyrical feelings of the author-narrator. In the analysis special attention is paid to the religious and spiritual side of personality, the formation of which is shown in the novel in the neorealist tradition, attracting both traditional and innovative visual techniques, which are reflected in the structural-compositional and linguistic features of the work. Synthesizing in his novel many of the artistic achievements of predecessors, I. S. Shmelev creates a unique example of such a work, in which a photographically accurate nostalgia is intertwined with spiritual and edifying religiosity, which forms the basis of the author's philosophy and moral beliefs. The memories and impressions of the main character's childhood are connected with religious and moral themes, which may indicate the use by I. Shmelev in the novel "The Summer of the Lord" a whole system of Christian-Orthodox subjective chronotopes, based on both faith in God and faith in the best qualities of a person. 

Key words: I.S. Shmelev; novel "Summer of the Lord"; chronotop; space-time characteristics; language features; Christianity; religiosity.