СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ПОЭМЕ С. М. СОЛОВЬЕВА «ЧУЖБИНА» (1922 Г.)

С.Н. Сорока
💾 СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ПОЭМЕ С. М. СОЛОВЬЕВА «ЧУЖБИНА» (1922 Г.)
Московский государственный областной университет

Аннотация. Цель данной работы состоит в выявлении своеобразия художественного простран­ства в поэме «младосимволиста» С.М. Соловьева «Чужбина» (1922 г.). Особое внимание уделяется окружающим героя локусам, которые представлены территорией села, степными пейзажами, олицетво­ряющими для героя чужбину, и – лесом, своей живой листвой как будто возвращающим скитальца на родину. В ходе анализа ключевых образов-символов проясняется авторское восприятие переломных в истории России событий, напрямую сказавшихся на различных областях жизни и в судьбе главного пер­сонажа и его семьи. Пристальное внимание обращено также к одному из центральных содержательных узлов в поэме – вслед за Владимиром Соловьевым интерпретированному его племянником смыслу безграничной, бессмертной любви. Делается вывод о том, что картины весенней природы, которыми представлено художественное пространство, символизируют не только время года, но и чистоту, силу трепетного чувства, которое лирическое «я» несет в себе как божественный дар, временами утрачива­емый и таинственно воскрешаемый. 
При анализе поэмы «Чужбина» С.М. Соловьева использованы биографический, культурно-истори­ческий, герменевтический методы исследования. 
Статья конкретизирует некоторые грани изучения творчества одного из поэтов, входивших в близ­кое окружение Александра Блока и Андрея Белого.  

Ключевые слова: поэма Сергея Соловьева «Чужбина»; изгнанник; тюрьма; родина; метель; степь; лес; весна; любовь.

SUMMARY

THE ORIGINALITY OF THE ART SPACE IN THE POEM "CHUZHBINA" BY S. M. SOLOVIEV (1922)

S.N. Soroka
Moscow Region State University

Abstract. The purpose of this work is to identify the originality of the artistic space in the poem of the "young symbolist" S.М. Solovyov "Chuzhbina" (1922). Particular attention is paid to the loci surrounding the hero, which are represented by the territory of the village, steppe landscapes that personify a foreign land for the hero, and the forest, with its living foliage, as if returning the wanderers to their homeland. In the course of the analysis of the key images-symbols, the author's perception of the turning points in the history of Russia is clarified, which directly affected various areas of life and the fate of the main character and his family. Close attention is also paid to one of the central content nodes in the poem – following Vladimir Solovyov, the meaning of boundless, immortal love interpreted by his nephew. It is concluded that the pictures of spring nature, which represent the artistic space, symbolize not only the season, but also the purity, the power of the quivering feeling that the lyrical "I" carries in itself as a divine gift, sometimes lost and mysteriously resurrected. 
When analyzing the poem "Chuzhbina" by S.M. Soloviev the biographical, cultural-historical, hermeneutic research methods were used. 
The article concretizes some facets of studying the work of one of the poets who were in the inner circle of Alexander Blok and Andrey Bely. 

Key words: Sergey Solovyov's poem "Chuzhbina"; the exile; prison; homeland; blizzard; steppe; forest; spring; love.