ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТРИНСИВНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Т.А. Колоскова, Е.Ю. Тупицына
💾 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТРИНСИВНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Государственный гуманитарно-технологический университет

Аннотация. Статья посвящена описанию понятия «интринсивная мотивация» в рамках продуктив­ного обучения русскому языку, анализу технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках русского языка как целостной системы, направленной на формирование навыков работы с информа­ционным текстом. Авторы статьи рассматривают термин «интерактивная педагогика», который адап­тирован интерактивными формами в рамках обучения на уроках русского языка (диалогическое взаи­модействие, кейсовая система, работа в малых группах на основе сотрудничества, тренинговая форма обучения), характеризуют различные приёмы и педагогические технологи, эффективно реализуемые в рамках преподавания русского языка (PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summar), case-study, творческая лаборатория, ролевая игра, мини-лекция, разработка проектов). Особое вни­мание уделяют оценке основных условий успешного обучения благодаря использованию элементов современных педагогических технологий, уточняют мотивы обучения русскому языку. Также авторы раскрывают основные условия успешного обучения, предлагают системно-деятельностный подход как основу Федерального государственного образовательного стандарта. Научная новизна работы заклю­чается в полноценном анализе современных технологий обучения с учётом формирования интринсив­ной мотивации обучающихся.  

Ключевые слова: мотивация познавательной деятельности; внутренняя и внешняя мотивация; интринсивная мотивация; технология развития критического мышления; педагогические технологии; технология проблемного обучения; технология проектного обучения; технология «творческая лабора­тория»; интерактивные технологии; метод «бортовые журналы»; интерактивный приём PRES-formula.

SUMMARY

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AS A MEANS OF FORMING INTRINSIVE MOTIVATION AT THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

T.A. Koloskova, E.Yu. Tupitsyna
State University of Humanities and Technology

Abstract. The article is devoted to the description of the concept of «intrinsive motivation» in the framework of productive teaching of the Russian language, the analysis of the technology of critical thinking development (TRCM) at the Russian language lessons as an integral system aimed at the formation of work skills with the information text. The authors of the article consider the term "interactive pedagogy", which is adapted by interactive forms in the framework of teaching at the Russian language lessons (dialogic interaction, case system, work in small groups based on cooperation, training form of training), characterize various techniques and pedagogical technologies that are effectively implemented in the framework of teaching Russian (PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary), case-study, creative laboratory, role-playing game, mini-lecture, project development). Special attention is paid to the assessment of the main conditions for successful learning through the use of elements of modern pedagogical technologies, and the motives for teaching the Russian language are clarified. The authors also reveal the main conditions for successful learning, offer a system-activity approach as the basis of the Federal State Educational Standard. The scientific novelty of the work consists in a full-fledged analysis of modern learning technologies, taking into account the formation of students «intrinsive motivation». 

Key words: motivation of cognitive activity; intrinsive and external motivation; technology of critical thinking development; pedagogical technologies; problem-based learning technologies; project-based learning technologies; technology «creative laboratory»; interactive learning technologies; method «bortovye zhurnaly»; interactive reception of PRES-formula.