ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Е.П. Филиппова, И.Е. Калачева
💾 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Государственный гуманитарно-технологический университет

Аннотация. Статья посвящена особенностям использования проектной технологии в рамках школьной и вузовской программ. Представлен универсальный алгоритм работы над проектом в шко­ле или вузе с учетом специфики деятельности педагога и обучающихся на различных этапах работы проектной группы. Дан перечень методов для реализации каждого из этапов и список цифровых ин­струментов для эффективной совместной образовательной деятельности педагога и участников про­ектных групп в зависимости от учебной задачи. Особое внимание уделено обоснованию использования приемов проектной деятельности на различных этапах обучения, а также в качестве самостоятельной технологии на уроках словесности в школе и в рамках преподавания вузовских дисциплин «Теория и методика обучения русскому языку и литературе». Приведены примеры формулировок заданий для реализации проектной деятельности как самостоятельного вида работы с использованием различных цифровых инструментов при изучении русского языка и литературы на различных ступенях образова­ния. Обоснованы образовательные возможности данных инструментов и Интернет-ресурсов с учетом возрастных особенностей обучающихся. Отмечена эффективность использования данной технологии и цифровых инструментов в рамках формирования необходимых будущему педагогу компетенций.  

Ключевые слова: проектная деятельность; методика; онлайн-доска; инновационные технологии; литература, русский язык; цифровизация образования; «мозговой штурм»; «фишбоун».

SUMMARY

USE OF DESIGN TECHNOLOGY AND DIGITAL INSTRUMENTS WHEN LEARNING THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

E.P. Filippova, I. E. Kalacheva
State University of Humanities and Technology

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of using design technology in the framework of school and university programs. A universal algorithm for working on a project at a school or university is presented, taking into account the specifics of the activities of the teacher and students at various stages of the work of the project group. A list of methods for the implementation of each of the stages and a list of digital tools for effective joint educational activities of the teacher and members of project groups are given, depending on the educational task. Particular attention is paid to the substantiation of the use of project activity techniques at various stages of education, as well as an independent technology in Literature lessons at school and within the framework of teaching university disciplines "Theory and Methods of Teaching the Russian Language and Literature". Examples of formulations of tasks for the implementation of project activities as an independent type of work using various digital tools in the study of the Russian language and literature at various levels of education are given. The educational capabilities of these tools and Internet resources are substantiated, taking into account the age characteristics of students. The effectiveness of the use of this technology and digital tools within the framework of the formation of the competencies necessary for a future teacher is noted. 

Key words: project activity; methodology; online board; innovative technologies; Literature; Russian language; digitalization of education; brainstorming; fishbone; CASE STUDY.