ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПОЗИТИВНУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С.50‒56. ISSN 2500-350Х (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 50‒56. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 373.2

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПОЗИТИВНУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Алла Викторовна Леонова

Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, leonova0806@mail.ru

Аннотация.Современныеусловия модернизации общества обусловливают гуманистическую направленность стратегии развития дошкольного образования, которая связана с процессами индивидуализации и дифференциации. Актуальным становится обращение к личностно-ориентированной направленности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Такой подход ориентирован на личность ребенка как на конечную цель.

В статье рассматривается вопрос влияния личностно-ориентированной образовательной среды на позитивное формирование личности ребенка дошкольного возраста – его индивидуальную типологизацию особенностей, проявляющихся в характере, способностях. В педагогической литературе формированию личности ребенка в образовательной среде в отличие от эмоционального состояния не всегда уделяется достаточного внимания. Цель исследования — теоретически обосновать влияние внедрения личностно-ориентированной среды на позитивное формирование личности ребенка в дошкольной организации.

Автор уточняет понятие и анализирует структуру личностно-ориентированной образовательной среды, текущие потенциальные возможности и трудности в ее создании, раскрывает пути решения проблемы формирования личности ребенка дошкольного возраста с позиций личностно-ориентированной педагогики. Автор считает, что личностно-ориентированная образовательная среда является открытой и незамкнутой системой, поддающейся в своем развитии педагогической корректировке. Подчеркивает, что образовательная среда предоставляет возможность не только учиться и развиваться, но и профилактировать возможные затруднения в индивидуальном развитии ребенка. 

Были сделаны выводы о необходимости внедрения личностно-ориентированной образовательной среды в соответствии с возрастными особенностями развития ребёнка, его потребностями, интересами, склонностями. Таким образом, формируя личностно-ориентированную образовательную среду в дошкольном учреждении, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса.

Ключевые слова: личностно-ориентированная образовательная среда, эмоциональная сфера, система психолого-педагогических условий, личностно-ориентированное взаимодействие, социализация детей, позитивная личность ребенка дошкольного возраста, индивидуализация

Для цитирования: Леонова А.В. Влияние личностно-ориентированной образовательной среды на позитивную социализацию ребенка в дошкольной образовательной организации // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С. 50‒56.

INFLUENCE OF A PERSON-ORIENTED EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON THE POSITIVE SOCIALIZATION OF A CHILD IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Alla V. Leonova

Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, leonova0806@mail.ru

Abstract. The conditions of modernization of society determine the humanistic orientation of the strategy of education in a modern kindergarten, which is associated with the processes of individualization and differentiation. The appeal to the personality-oriented orientation of teaching and upbringing of preschool children becomes relevant. This approach focuses on the child’s personality as the ultimate goal.

The article deals with the issue of the influence of a personality-oriented educational environment on the formation of the personality of a preschool-age child  –  his individually typological features, manifested in the form of individual temperament, character, abilities. In pedagogical literature, the formation of a child’s personality in an educational environment, in contrast to the emotional state, is not always given sufficient attention, and in fact the typological features of the personality do not add up by itself  –  it needs to be formed. The purpose of the study is to theoretically substantiate the influence of a personality-oriented environment on the formation of a child’s personality in a preschool organization.

The author clarifies the concept and analyzes the structure of a personality-oriented educational environment, current potential opportunities and difficulties in its creation, describing the problems of personality formation of a preschool child from the standpoint of personality-oriented pedagogy. The author believes that the personality-oriented educational environment is an open and unclosed system amenable to adjustment and development. It is emphasized that the educational environment provides an opportunity not only to learn and develop, but also to prevent possible difficulties in the individual development of a child.

Conclusions were drawn about the need to introduce a personality-oriented educational environment in accordance with the age characteristics of the child’s development, his needs, interests, inclinations. Thus, forming a personality-oriented educational environment in a preschool institution, it is necessary to take into account the psychological foundations of constructive interaction of participants in the educational process.

Keywords: personality-oriented educational environment; emotional sphere, system of psychological and pedagogical conditions, personality-oriented interaction, socialization of children, personality of a preschool child, individualization

For citation: Leonova A.V. influence of a person-oriented educational environment on the positive socialization of a child in a preschool educational organization // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 50‒56.

Информация об авторе

А. В. Леонова – аспирант Алтайского государственного педагогического университета, заведующий МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239».

Information about the author

A.V. Leonova – a post-graduate student of Altai State Pedagogical University, Head of MBDOU CRR – «Kindergarten No. 239».

Статья поступила в редакцию 22.07.2022; одобрена после рецензирования 25.08.2022; принята к публикации 22.09.2022. 

The article was submitted 22.07.2022; approved after reviewing 25.08.2022; accepted for publication 22.09.2022.