«ВОЗВЫШАЕТСЯ СОФИЯ НАД ГОРОДОМ, КАК КОРАБЛЬ НА ЯКОРЕ!» (СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ ОБРАЗА АЙЯ-СОФИИ В «ПУТЕВОЙ ПОЭМЕ» И.А. БУНИНА «ТЕНЬ ПТИЦЫ»)

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С.132-138. ISSN 2500-350Х (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 132-138. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК: 821.161.1.09

«ВОЗВЫШАЕТСЯ СОФИЯ НАД ГОРОДОМ, КАК КОРАБЛЬ НА ЯКОРЕ!» (СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ ОБРАЗА АЙЯ-СОФИИ В «ПУТЕВОЙ ПОЭМЕ» И.А. БУНИНА «ТЕНЬ ПТИЦЫ»)

Сергей Анатольевич Васильев

Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, okdomovenok@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6985-5002 

Аннотация. Образ храма Софии Премудрости Божией, характерный для древнерусской литературы, создается также и писателями начала ХХ века, объективно продолжившими традиции отечественной словесности. Причем первым в ряду авторов, в это время обратившихся к его созданию и художественно наиболее развернуто и глубоко его воплотившим, был И.А. Бунин. Образ Айя-Софии как характерный и значимый для прозы писателя с точки зрения анализа проявившихся в нем черт авторского стиля ранее не исследовался. В прозаической «путевой поэме» «Тень птицы» Бунин многократно художественно отсылает к прошлому, древности, сопрягая настоящее и далекую старину, поднимая универсальные, значимые во все времена философские проблемы и намечая пути их решения. Синтез поэзии и прозы, характерный для произведений писателя, соединяется в описании великого древнего храма с явлением взаимодействия искусств, развернутым экфрасисом. Само перемещение путешественника, предвкушающего очередное свидание с любимым и хорошо знакомым собором, воплощается Буниным через своеобразный лирический сюжет, имеющий свои этапы эмоционального усиления и свою кульминацию. Созданный Буниным образ Айя-Софии, ориентированный на культурный синтез, постижение универсальных начал человеческой культуры, вместе с тем имеет ярко выраженные русские национальные черты и христианскую доминанту.

Ключевые слова: И.А. Бунин, поэтический стиль, образ, храм, Айя-София, Премудрость Божия

Для цитирования: Васильев С.А. «Возвышается София над городом, как корабль на якоре!» (Стилевые черты образа Айя-Софии в «Путевой поэме» И.А. Бунина «Тень птицы») // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С. 132-138.

“SOFIA RISES OVER THE CITY LIKE A SHIP AT ANCHOR!” (STYLISTIC FEATURES OF THE IMAGE OF HAGIA SOPHIA IN THE “TRAVEL POEM” BY I.A. BUNIN “THE SHADOW OF A BIRD”)

Sergey A. Vasiliev

Moscow City University, Moscow, Russia, okdomovenok@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6985-5002

Abstract. The image of the Temple of Sophia of the Wisdom of God, characteristic of ancient Russian literature, is also created by writers of the early twentieth century, who objectively continued the traditions of Russian literature. Moreover, I.A. Bunin was the first among the authors who at that time turned to its creation and artistically most fully and deeply embodied it. The image of Hagia Sophia as characteristic and significant for the writer’s prose from the point of view of the analysis of the features of the author’s style manifested in it has not been previously investigated. In the prose “travel poem” The Shadow of a Bird Bunin repeatedly artistically refers to the past, antiquity, combining the present and the distant past, raising universal, significant at all times philosophical problems and outlining ways to solve them. The synthesis of poetry and prose, characteristic of the writer’s works, is combined in the description of the great ancient temple with the phenomenon of the interaction of arts, developed by ekphrasis. The very movement of a traveller looking forward to another date with a beloved and well-known cathedral is embodied by Bunin through a kind of lyrical plot that has its own stages of emotional enhancement and its culmination. Bunin’s image of Hagia Sophia, focused on cultural synthesis, comprehension of the universal principles of human culture, at the same time has pronounced Russian national features and Christian dominance.

Keywords: I.A. Bunin, poetic style, image, temple, Hagia Sophia, Wisdom of God

For citation: Vasiliev S.A. “Sofia rises over the city like a ship at anchor!” (stylistic features of the image of hagia sophia in the “travel poem” by I.A. Bunin “the shadow of a bird”) // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 132-138.

Информация об авторе

С.А. Васильев – доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской литературы института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета.

Information about the author

S.A. Vasiliev – Doctor of Philology, Professor of the Chair of  Russian Literature, the Institute of Humanities, Moscow City University.

Статья поступила в редакцию 18.07.2022; одобрена после рецензирования 20.08.2022; принята к публикации 22.09.2022. 

The article was submitted 18.07.2022; approved after reviewing 20.08.2022; accepted for publication 22.09.2022.