МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ШКОЛЕ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С. 8‒14. ISSN 2500-350Х (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 8‒14. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК: 37.016:811.161.1

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ШКОЛЕ

Александр Викторович Блохин

Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, avb6767@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается важный методический вопрос о потенциальных возможностях изучения бессоюзных сложных предложений на уроках русского языка в средней школе. Небесспорные классификации бессоюзных сложных предложений, существующие в современной русистике, и классификации, представленные в основных действующих школьных учебниках, способны дать учителю интересный иллюстративный языковой материал, который может быть использован на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. Широкий охват разных типов бессоюзных сложных предложений в сочетании с глубоким лингвистическим анализом, с различными приемами и методами изучения приводят к ясному пониманию особой специфики данных синтаксических единиц по сравнению с простыми предложениями и другими видами сложных предложений с союзной связью между частями. Важным методическим аспектом изучения бессоюзных сложных предложений является формирование у обучающихся пунктуационных умений и навыков, необходимых для грамотной письменной речи. С этой целью предлагается комплекс заданий и упражнений, рассчитанных на формирование четкого представления о структурных типах бессоюзных сложных предложений, смысловых отношениях между их частями, знаках препинания, особой роли интонации при передаче характера и особенностей взаимосвязи между частями.  Все это в совокупности способствует формированию и развитию коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Ключевые слова: бессоюзное сложное предложение, методика изучения синтаксиса, средняя школа, синтаксическая конструкция, смысловые отношения, интонация, знаки препинания

Для цитирования: Блохин А.В. Методические аспекты изучения бессоюзных сложных предложений в школе // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С. 8‒14.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF STUDYING NON- CONJUNCTION COMPLEX SENTENCES AT SCHOOL

Alexander V. Blokhin

State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, avb6767@mail.ru

Abstract. The article considers an important methodological issue about the potential possibilities of studying non-conjunction complex sentences in the Russian language lessons in a secondary school. The indisputable classifications of non-conjunction complex sentences existing in modern Russian studies and the classifications presented in the main operating school textbooks are able to give a teacher an interesting illustrative language material that can be used at the Russian lessons and extracurricular activities. A wide coverage of different types of non-conjunction complex sentences combined with deep linguistic analysis, with various techniques and methods of study lead to a clear understanding of a special specificity of these syntactic units in comparison with simple sentences and other types of complex sentences with a conjunction connection between parts. An important methodological aspect of the study of non-conjunction complex sentences is the formation of students’ punctuation skills and skills necessary for competent writing. For this purpose we suggest a set of tasks and exercises designed to form a clear idea of the structural types of non-conjunction complex sentences, semantic relations between their parts, punctuation marks, the special role of intonation in conveying the nature and features of the relationship between parts.  All this together contributes to the formation and development of communicative, linguistic, linguistic (linguistic) and cultural competencies.

Keywords: non-conjunction complex sentence, syntax study methodology, secondary school, syntactic construction, semantic relations, intonation, punctuation marks

For citation: Blokhin A.V. Мethodological aspects of studying non- conjunction complex sentences at school // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 8‒14.

Информация об авторе

А.В.  Блохин – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

A.V. Blokhin – Ph.D. of Philology, Associate Professor of the Chair of the Russian Language and Literature, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 25.08.2022; одобрена после рецензирования 15.09.2022; принята к публикации 22.09.2022.  The article was submitted 25.08.2022; approved after reviewing 15.09.2022; accepted for publication 22.09.2022.