НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ОТ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА К ПЕДАГОГУ-ИССЛЕДОВАТЕЛЮ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С.76‒81. ISSN 2500-350Х (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 76‒81. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ОТ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА КПЕДАГОГУ-ИССЛЕДОВАТЕЛЮ

Раиса Кузьминична Серёжникова1, Галина Николаевна Скударёва2

1,2Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
1seryozhnikova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4140-8075
2skudarevagalina@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности целостного исследовательско-педагогического образовательного пространства «школа – университет», основой которого является научно-исследовательское наставничество как механизм непрерывного педагогического образования. Раскрывается обеспечение субъектной включенности старшеклассников и будущих педагогов во взаимодействие организаций системы общего и высшего образования, направленное на формирование персональных смыслов в педагогической профессии от допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассника к научно-исследовательской компетентности будущего педагога-исследователя. Устанавливается, что организованный процесс исследовательской деятельности на основе преемственности целей, содержания и организационных форм между этапом допрофессиональной педагогической подготовки и этапом высшего педагогического образования, способствует формированию высокого уровня профессионально-педагогической компетентности, успешной адаптации к модернизации педагогического образования, осознанию значимости собственных способов исследовательской деятельности. Цель статьи составляет теоретическое обоснование характерологических особенностей педагога-исследователя – специалиста нового типа, способного овладевать современными методиками осуществления профессиональной деятельности, в частности исследовательской как ее составляющей, и реализовывать исследовательское наставничество в контексте формирования допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассника. Задачи заключались в определении содержательной характеристики профессионально-творческого развития личности будущего педагога-исследователя; в конкретизации понятия «исследовательско-педагогическое образовательное пространство «школа – университет». Результаты проведенного опроса субъектов образовательного пространства позволили определить составляющие содержательной характеристики профессионально-творческого развития личности будущего педагога-исследователя: личностную, профессиональную и исследовательскую, позволяющих раскрыть ценности педагогической деятельности будущего педагога и обосновать структуру исследовательско-педагогического образовательного пространства «школа – университет».

Ключевые слова: допрофессионально-педагогическая компетентность старшеклассника, педагог-исследователь, педагогическая научно-исследовательская деятельность, исследовательско-педагогическое образовательное пространство

Для цитирования: Серёжникова Р.К., Скударёва Г.Н. Непрерывное профессиональное развитие: от допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассника к педагогу-исследователю // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С. 76‒81.

CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT: FROM THE PRE- PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF A SENIOR PUPIL TOA TEACHER-RESEARCHER

Raisa K. Serezhnikova1, Galina N. Skudareva2

1,2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia,
1seryozhnikova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4140-8075
2skudarevagalina@yandex.ru

Abstract. The article considers the features of the integral research and pedagogical educational space «school – university», the basis of which is research mentoring as a mechanism of continuous pedagogical education. The article reveals the provision of subjective involvement of high school pupils and future teachers in the interaction of organizations of the system of general and higher education, aimed at the formation of personal meanings in the teaching profession from the pre-professional and pedagogical competence of  a senior pupil to the research competence of a future teacher-researcher. It is established that the organized process of research activity based on the continuity of goals, content and organizational forms between the stage of pre-professional pedagogical training and the stage of higher pedagogical education contributes to the formation of a high level of professional pedagogical competence, successful adaptation to the modernization of pedagogical education, awareness of the importance of their own methods of research activity. The purpose of the article is a theoretical substantiation of the characterological features of a teacher-researcher – a specialist of a new type who is able to master modern methods of professional activity, in particular research as its component, and to implement research mentoring in the context of the formation of pre-professional pedagogical competence of a high school student. The tasks were to determine the content characteristics of the professional and creative development of the personality of the future teacher-researcher; in the specification of the concept of «research and pedagogical educational space «school – university». The results of the survey of the subjects of the educational space allowed to determine the components of the content characteristics of the professional and creative development of the personality of the future teacher-researcher: personal, professional and research, allowing to reveal the values of the pedagogical activity of the future teacher and to substantiate the structure of the research and pedagogical educational space «school – university».

Keywords: pre-professional and pedagogical competence of a senior pupil, a teacher-researcher, pedagogical research activity, research and pedagogical educational space

For citation: Serezhnikova R.K., Skudareva G.N.  Continuous professional development: from the pre- professional and pedagogical competence of a senior pupil to a teacher-researcher // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 7‒16.

Информация об авторах

Р.К. Серёжникова – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета.

Г.Н. Скударева – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

R.K. Serezhnikova – Doctor of Pedagogy, Professor of the Chair of Pedagogy, State University of Humanities and Technology.

G.N. Skudareva – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Chair of Pedagogy, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 29.08.2022; одобрена после рецензирования 09.09.2022; принята к публикации 22.09.2022. 

The article was submitted 29.08.2022; approved after reviewing 09.09.2022; accepted for publication 22.09.2022.