ОБРАЗ ПЕТРА ВЕЛИКОГО В ПОЭЗИИ С. С. БЕХТЕЕВА

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С.176-182. ISSN 2500-350Х (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 176-182. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 821.161.1-1.09:94(47)

ОБРАЗ ПЕТРА ВЕЛИКОГО В ПОЭЗИИ С. С. БЕХТЕЕВА

Игорь Сергеевич Урюпин

Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, isuryupin78@mail.ru, is.uryupin@mpgu.su, https://orcid.org/0000-0001-9080-9505

Аннотация. В статье в историко-литературном и социокультурном контексте рассматривается образ Петра Великого в творчестве С. С. Бехтеева, одного их ярких представителей литературы русского зарубежья. Выпускник Императорского Александровского Лицея, С. С. Бехтеев чувствовал свою причастность к когорте великих сынов Отечества, прославивших себя на поприще литературы. Отсюда идейно-смысловая, философско-эстетическая ориентация на произведения А. С. Пушкина, художественно-экзистенциальный диалог с которым С. С. Бехтеев будет вести на протяжении всего своего творческого пути. Мотивы пушкинской поэмы «Медный всадник» будут оригинально переосмыслены в бехтеевской поэме «Царь-Всадник». В статье осуществляется системно-целостный анализ поэмы, выявляется оригинальное авторское видение судьбоносных для России событий начала ХХ века, исследуется бехтеевское понимание самого феномена Петра I в отечественной истории, провиденциальный смысл его деяний. Мифологизация и сакрализация образа Петра Великого, восходящая к М. В. Ломоносову и получившая развитие в русской классической литературе ХIХ века, в поэзии С. С. Бехтеева приобретает особую значимость, апологетически направленную по отношению к трактовке образа Петра как инфернального героя в поэзии символистов. С. С. Бехтеев представляет Петра Великого не как апокалиптического всадника, а как защитника Петербурга и всей России. «Царский пример» для соотечественников-эмигрантов – залог сохранения в рассеянии самого русского духа, русского национального характера, образец которого явил миру Петр Великий.

Ключевые слова: С. С. Бехтеев, Петр Великий, А. С. Пушкин, «Медный всадник», «Царь-Всадник», национально-культурный архетип, «саардамский плотник».

Для цитирования: Урюпин И.С. Образ Петра Первого в поэзии С.С. Бехтеева // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С176-182/

IMAGE OF PETER THE GREAT IN POETRY BY S. S. BEKHTEEV

Igor S. Uryupin

Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia, isuryupin78@mail.ru, is.uryupin@mpgu.su, https://orcid.org/0000-0001-9080-9505

Abstract. The article in the historical, literary and socio-cultural context considers the image of Peter the Great in the work by S. S. Bekhteev, one of their prominent representatives of the literature of the Russian abroad. A graduate of the Imperial Alexander Lyceum, S. S. Bekhteev felt his involvement in a cohort of great sons of the Fatherland, who glorified themselves in the field of literature. Hence the ideological-semantic, philosophical-aesthetic orientation to the works by A. S. Pushkin, the artistic-existential dialogue with which S. S. Bekhteev will conduct throughout his career. The motives of the Pushkin’s poem «The Copper Horseman» will be originally rethought in Bechteev’s poem «The Tsar-Horseman». The article carries out a systematic and holistic analysis of the poem, reveals the original author’s vision of the fateful events for Russia at the beginning of the 20th century, explores  Bechteian’s understanding of the phenomenon of Peter I in the Russian history, the providential meaning of his acts. The mythologization and sacralization of the image of Peter the Great, dating back to M. V. Lomonosov and befitting development in the Russian classical literature of the 19th century, in the poetry by S. S. Bekhteev acquires special significance, apologetically directed in relation to the interpretation of the image of Peter as an infernal hero in the poetry of symbolists. S. S. Bekhteev represents Peter the Great not as an apocalyptic horseman, but as a defender of St. Petersburg and all Russia. The «Tsar’s example» for compatriots-emigrants is a guarantee of the preservation in the dispersion of the Russian spirit itself, the Russian national character, the model of which Peter the Great showed to the world.

Keywords: S. S. Bekhteev, Peter the Great, A. S. Pushkin, «Copper Horseman,» «Tsar-Horseman,» national-cultural archetype, «Saardam carpenter.»

 For citation: Uryupin I.S. image of peter the great in poetry by s. s. bekhteev // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 176-182.

Информация об авторе

И. С. Урюпин– доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ХХ-ХХI веков, заместитель директора Института филологии Московского педагогического государственного университета.

Information about the author

I. S. Uryupin– Doctor of Philology, Professor of the Chair of Russian Literature of XX-XXI centuries, Deputy Director of Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University.

Статья поступила в редакцию 17.08.2022; одобрена после рецензирования 01.09.2022; принята к публикации 22.09.2022. 

The article was submitted 17.08.2022; approved after reviewing 01.09.2022; accepted for publication 22.09.2022.