РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С.27‒34. ISSN 2500-350Х (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 27‒34. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 373.2   373.3

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Рания Геннадьевна Измайлова

Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, kafedra.pedfak@mail.ru

Аннотация. В статье подчеркнута актуальность исследования развития интереса детей к чтению художественной литературы в дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях развития современного образования. Произведен обзор ресурсов, рассматривающих различные направления разработки развития интереса у детей к чтению художественной литературы. Отмечена необходимость организации целенаправленной и планомерной работы с родителями. При рассмотрении технологий развития интереса к чтению художественной литературы, особо выделена и охарактеризована с практических позиций технология «Сторисек» — рассказывания историй. Перечислены и охарактеризованы требования и к подбору художественной литературы. В статье изложены основные взгляды на процесс выполнения дошкольниками и младшими школьниками заданий на фонологическую осведомленность. Приведены показатели семантических и синтаксических навыков, определяющие разницу в фонетическом восприятии. Приведены данные по содержательному анализу некоторых образовательных программ для старших дошкольников. Анализ позволил согласиться с выводом ряда исследователей, что авторы программ процесс обучения чтению замыкают на освоении самого процесса чтения, уделяя внимание воспитательному значению прочитанного, интеллектуальному развитию в рамках обучения чтению. Удалось выявить роль в современном образовательном процессе развития интереса к чтению художественной литературы дошкольников и младших школьников. В ходе анализа практической педагогической деятельности выявлены проблемы развития интереса к чтению и намечены некоторые пути их решения.

Ключевые слова: интерес, художественная литература, чтение, дошкольник, младший школьник, семья, педагог

Для цитирования: Измайлова Р.Г. Развитие интереса детей к чтению художественной литературы в дошкольном и младшем школьном возрасте // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3 . С. 27‒34.

DEVELOPING CHILDREN’S INTEREST IN READING ART LITERATURE AT PRESCHOOL AND JUNIOR SCHOOL AGE

Rania G. Izmailova

State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, kafedra.pedfak@mail.ru

Abstract. The article emphasizes the relevance of studying the development of children’s interest in reading fiction at preschool and primary school age in the context of the development of modern education. A review of resources considering various directions for developing  children’s interest in reading fiction has been made. The need to organize purposeful and systematic work with parents is noted. When considering technologies for developing interest in reading fiction, the technology of «Storisek»  –  storytelling  is highlighted and characterized from a practical standpoint. The requirements for the selection of fiction are also listed and characterized. The article outlines the main views on the process of performing tasks for phonological awareness by preschoolers and younger schoolchildren. The indicators of semantic and syntactic skills that determine the difference in phonetic perception are given. The data on the content analysis of some educational programs for older preschoolers are given, which made it possible to agree with the conclusion of a number of researchers that the authors of the programs close the process of teaching reading precisely on the development of the reading process itself, paying attention to the educational value of what is read, intellectual development within the framework of teaching reading. It was possible to identify the role in the modern educational process of developing interest in reading fiction for preschoolers and younger schoolchildren. In the course of the analysis of practical pedagogical activity, the problems of developing interest in reading were identified and some ways of solving them were outlined.

Keywords: interest, fiction, reading, a preschooler, a primary school student, a family, a teacher

For citation: Izmailova R.G. Developing children’s interest in reading art literature at preschool and junior school age // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 27‒34.

Информация об авторе

Р.Г. Измайлова – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

R.G. Izmailova –  Ph.D. of  Pedagogy, Head of the Chair of Theory and Methods of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 04.07.2022; одобрена после рецензирования 22.08.2022; принята к публикации 22.09.2022.  The article was submitted 04.07.2022; approved after reviewing 22.08.2022; accepted for publication 22.09.2022.