АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО СКВОЗЬ ПРИЗМУ НОВАТОРСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА XXI ВЕКА

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. № 4. С. 164–173. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2021. no 4. P. 164–173. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 821.161.1:792

💾 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО СКВОЗЬ ПРИЗМУ НОВАТОРСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА XXI ВЕКА
Елена Петровна Филиппова1, Ольга Сергеевна Шемонаева2
1,2Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
1filippova.elena.68@mail.ru
2olser09@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена анализу современных театральных постановок по мотивам произведений Ф.М. Достоевского. Особое внимание уделяется вопросу правомерности вольных интерпретаций литературных произведений, ставших сокровищницей русской литературы.
    Новизна исследования заключается в том, что впервые предпринимается попытка проанализировать наиболее нестандартные спектакли по произведениям Достоевского, вышедшие на театральные подмостки Москвы за последнее десятилетие. При этом в статье нашли отражение мнения авторитетных искусствоведов, режиссеров и театральных критиков. 
    Актуальность работы определяется тем, что театр XXI века видит в Достоевском остро современного автора, а в его творчестве находит созвучие с социальными и общечеловеческими проблемами дня сегодняшнего. При этом в литературном материале писателя кроется большой потенциал для режиссерского новаторства, эксперимента. 
    Критическое осмысление новаторских спектаклей последних лет приводит к выводу: желание театра говорить со зрителем на вечные темы – это благая цель, но сценические средства, избираемые режиссерами при подаче классики, подчас далеки от идеальных. Однако есть и по-настоящему талантливые сценические находки, позволяющие по-новому открыть мир русской классической литературы и при этом осветить больные вопросы современности. 
    Авторы статьи в целом разделяют установку современного театра на новаторство и поиск, если при этом не страдает главное – мировоззренческие ценности писателя, целостность художественного мира его произведений.
    Данная статья адресована филологам, искусствоведам, театралам, также интересна она будет широкому кругу читателей.   
    
Ключевые слова: Достоевский, театр, постановка, режиссер, классика, новаторство

Для цитирования: Филиппова Е.П., О.С. Шемонаева О.С. Актуальность проблематики произведений Ф.М. Достоевского сквозь призму новаторского театрального искусства XXI века // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. № 4. С. 164–173.

SUMMARY

THE RELEVANCE OF THE PROBLEM OF WORKS BY F.M. DOSTOEVSKY THROUGH THE PRISM OF INNOVATIVE THEATRICAL ART OF THE XXI-ST CENTURY
    
Elena P. Filippova1, Olga S. Shemonaeva2
1,2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia
1filippova.elena.68@mail.ru
2olser09@mail.ru
    
Abstract. The article is devoted to the analysis of modern theatrical performances based on some works by F.M. Dostoevsky. Special attention is given to the problem of appropriateness of free interpretation of the works which have become the treasury of Russian literature. 
The novelty of the research is in the fact that this is the first attempt to analyse the most original performances which are based on works by Dostoevsky and have appeared on the stage of Moscow theatres over the last decades. The article thereby contains opinions of some competent art historians, stage directors and critics.
The relevance of the article is determined by the fact that the theatre of the XXI century considers Dostoevsky to be acutely modern author and his works to have much in common with modern social and human problems. Besides, the writer’s abundant literary material has great potential for directors’ innovation and experiment. 
Critical interpretation of some innovative performances of the last few years leads to the conclusion that the desire of the theatre to touch some eternal truths is a good intention, but the stage methods chosen by directors dealing with classics are far from ideal. However there are some really talented stage discoveries which let us reopen the world of Russian classical literature and at the same time deal with the vices of the present.
On the whole, the authors of the article share the aspiration of the modern theatre for innovation and search if it doesn’t cause misrepresentation of the writer’s system of values or of the literary world unity of his books. 
This article is addressed to philologists, art historians, theatergoers and the wide range of readers.
    
Key words: Dostoevsky, theatre, theatrical performance, stage director, classics, innovation

For citation: Filippova E.P., Shemonaeva O.S. The relevance of the problem of works by F.M. Dostoevsky through the prism of innovative theatrical art of the XXI-ST century // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2021. no 4. P. 164–173.

Информация об авторах

Е.П. Филиппова – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Государственного гуманитарно-технологического университета.
О.С. Шемонаева – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

E.P. Filippova – Ph.D. of Philology, Associate Professor of the Chair of the Russian Language and Literature, State University of Humanities and Technology.
O.S. Shemonaeva – Ph.D. of Philology, Associate Professor of the Chair of the Russian Language and Literature, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 20.11.2021; одобрена после рецензирования 04.12.2021; принята к публикации 10.12.2021.
The article was submitted 20.11.2021; approved after reviewing 04.12.2021; accepted for publication 10.12.2021.