ВЗАИМООБУЧЕНИЕ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 2. С. 64‒70. ISSN 2500-350Х (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 2. P. 64‒70. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 373.2

💾ВЗАИМООБУЧЕНИЕ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Людмила Викторовна Старых
Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, verastarykh@rambler.ru

Аннотация. Статья отражает результаты теоретического и прикладного изучения роли взаимообучения, его эффективности в речевом развитии детей дошкольного возраста. Данное направление в научных исследованиях разрабатывается в основном относительно школьников, обучающихся в среднем профессиональном образовании и вузах; в данном исследовании удалось проанализировать и представить собственные итоги и некоторые наработки в отношении дошкольного образования. Рассмотрение различных аспектов, связанных с речевым развитием дошкольников, наиболее востребовано в современных условиях. Рост количества детей с нарушениями речи требует внедрения более эффективных методов воздействия для развития педагогической науки и практики. В статье приведены результативные элементы использования собственного опыта организации взаимообучения для речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО. Базой исследования явилось МДОУ комбинированного вида № 17 города Орехово-Зуево (средние, старшие и подготовительные группы) с детьми в количестве 162 человек с сентября 2021 года по настоящее время. По результатам проведенного исследования сделан вывод, что организация взаимообучения в парах, небольших подгруппах, в условиях всей группы дошкольников принесла положительные результаты. Анализ результатов диагностики развития связной речи дошкольников на контрольном этапе показал, что уровень развития речи у детей значительно повысился. Сделан вывод о том, что внедренная модель и разработанный комплекс мероприятий по развитию речи детей с использованием взаимообучения, эффективен.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, взаимообучение, речевое развитие, дошкольный возраст, экспериментальное исследование

Для цитирования: Старых Л.В. Взаимообучение в речевом развитии детей дошкольного возраста // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 2. С. 64‒70.

MUTUAL LEARNING IN THE SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Lyudmila V. Starykh
State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, verastarykh@rambler.ru

Abstract. The article reflects the results of a theoretical and applied study of the role of mutual learning, its effectiveness in the speech development of preschool children. This direction in scientific research is developed mainly in relation to schoolchildren studying in secondary vocational education and universities; in this study, we managed to analyze and present our own results and some developments in relation to preschool education. Consideration of various aspects related to the speech development of preschoolers is most in demand in modern conditions. The increase in the number of children with speech disorders requires the introduction of more effective methods of influence for the development of pedagogical science and practice. The article presents the effective elements of using our own experience in organizing mutual learning for the speech development of preschool children in a preschool environment. The base of the study was MDOU of the combined type No. 17 of the town of Orekhovo-Zuevo (middle, senior and preparatory groups) with children in the amount of 162 people from September 2021 to the present. According to the results of the study, it was concluded that the organization of mutual learning in pairs, small subgroups, in the conditions of the entire group of preschoolers brought positive results. An analysis of the results of diagnosing the development of coherent speech in preschoolers at the control stage showed that the level of speech development in children has increased significantly. It is concluded that the implemented model and the developed set of measures for the development of children’s speech using mutual learning are effective.

Keywords: preschool educational organization, mutual learning, speech development, preschool age, experimental research

For citation: Starykh L.V. Mutual learning in the speech development of preschool children // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 2. P. 64‒70.

Информация об авторе

Л.В. Старых – кандидат филологических наук, декан факультета дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

L.V. Starykh – Ph.D. of Philology, Dean of the Faculty of Preschool Education, State  University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 31.03.2022; одобрена после рецензирования 30.04.2022; принята к публикации 24.06.2022.  The article was submitted 31.03.2022; approved after reviewing 30.04.2022; accepted for publication 24.06.2022.