ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ШКОЛЬНИКАМИ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 1. С. 114–121. ISSN 2500-350X (online)

Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 1. P. 114–121. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья УДК 159.953:37.015.3

💾 ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ШКОЛЬНИКАМИ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ
Татьяна Николаевна Осинина
Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, tatyanaosinina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1031-2617

Аннотация. В статье представлены результаты трех этапов лонгитюдного эксперимента, посвящённого изучению закономерностей воспроизведения учебного материала. Исследование организовано на базе школ г.о. Орехово-Зуева Московской области. 
    Для диагностики мотивации, как фактора эффективности воспроизведения, была использована методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой. Для изучения объема и качественной специфики воспроизведения анализировались закономерности отсроченной актуализации учебного материала исторического содержания спустя год, три года и пять лет после его запоминания. 
    Проанализированы количественные и качественные показатели воспроизведения школьников с низким, средним и высоким уровнями развития мотивации. Установлено, что уровень развития мотивации к изучению истории значимо коррелирует с показателями объема актуализированных знаний спустя год (rs=0,39; р<0,01), три года (rs=0,51; р<0,01) и через пять лет (rs=0,66; р<0,02). Чем выше мотивация, тем больше смысловых единиц текста воспроизводят школьники. Качественная специфика актуализированного учебного материала, проявляющаяся в количестве искажений и привнесений, обусловлена уровнем развития мотивации: чем выше ее уровень, тем больше искажений (rs=0,35; р<0,05) и привнесений зафиксировано в текстах-воспроизведениях. Мотивы, как фундамент формирования регулирующих механизмов мнемических способностей, имеют направляющее влияние на их развитие и выступают фактором успешной актуализации учебного материала.
    
Ключевые слова: память, мнемические способности, регуляция, объем воспроизведения, качественная специфика воспроизведения, уровень развития мотивации

Для цитирования: Осинина Т.Н. Воспроизведение учебного материала школьниками с различным уровнем развития мотивации // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 1. С. 114–121.

SUMMARY

REPRODUCTION OF LEARNING MATERIAL BY SCHOOLCHILDREN WITH DIFFERENT LEVEL OF MOTIVATION DEVELOPMENT    
    
Tatiana N. Osinina
State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, tatyanaosinina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1031-2617
    
Abstract. The article presents the results of three stages of a longitudinal experiment devoted to the study of the patterns of reproduction of educational material. The study was organized on the basis of schools in the town of Orekhovo-Zuev, Moscow region.
To diagnose motivation as a factor in the effectiveness of reproduction, the method of diagnosing the direction of educational motivation by T.D. Dubovitskaya was used. To study the volume and qualitative specifics of reproduction, we analyzed the patterns of delayed updating of educational material of historical content in a year, three years and five years after its memorization.
The quantitative and qualitative indicators of the reproduction of schoolchildren with low, medium and high levels of motivation development are analyzed. It was found that the level of development of motivation to study history significantly correlates with indicators of the volume of updated knowledge after a year (rs=0,39; p<0,01), three years (rs=0,51; p<0,01) and five years (rs=0,66; p<0,02). The higher the motivation, the more semantic units of the text are reproduced by schoolchildren. The qualitative specificity of the updated educational material which is manifested in the number of distortions and additions is determined by the level of motivation development: the higher its level, the more distortions (rs=0,35; p<0,05) and additions are recorded in reproduction texts. Motives, as the foundation for the formation of regulatory mechanisms of mnemonic abilities, have a guiding influence on their development and act as a factor in the successful updating of educational material.

Key words: memory, mnemonic abilities, regulation, volume of reproduction, qualitative specifics of reproduction, level of development of motivation

For citation: Osinina T.N. Reproduction of learning material by schoolchildren with different level of motivation development // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 1. P. 114–121.

Информация об авторе

Т.Н. Осинина — кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета. Scopus ID: 57215905940.

Information about the author

T.N. Osinina — Ph.D. of Psychology, Associate Professor of the Chair of Pedagogy, State University of Humanities and Technology. Scopus ID: 57215905940.

Статья поступила в редакцию 18.01.2022; одобрена после рецензирования 16.02.2022; принята к публикации 15.03.2022.

The article was submitted 18.01.2022; approved after reviewing 16.02.2022; accepted for publication 15.03.2022.