ДЕТСКАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 129–136. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 129–136. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 159.922.7

💾ДЕТСКАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Татьяна Владимировна Зеленкова
Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, tzelenk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4498-5027

Аннотация. В статье рассматривается психолингвистический подход к изучению детской вербальной креативности, в рамках которого выделяются лексические, семантические и структурные критерии оценки творческих продуктов дошкольников и исследуется процессуальная сторона их творческой деятельности. Это позволяет в значительной мере разрешать проблемы, связанные с методологическими рисками, возникающими при проведении исследования и оценке результатов. Приводится описание модели трехэтапного эксперимента по исследованию вербальной креативности дошкольников, который включает диалоговые методы, наблюдение и собственно творческую деятельность по сочинению волшебной сказки. Излагаются результаты исследования более 330 текстов сказок, сочиненных детьми. На конкретных примерах описывается методология их оценки в рамках психолингвистического подхода, основанная на принципах составления и анализа частотных и дифференциальных словарей детской лексики. Показывается технология расчета парадигматических и синтагматических маркеров вербальной креативности. Приводится методика анализа структуры сочиненных сказок и оценки смысловой связности текста, расчета показателей семантической креативности, сюжетной оригинальности и общей вербальной креативности детских творческих продуктов. Делается вывод о том, что средства психолингвистического анализа в сочетании со смысловыми и процессуальными критериями обеспечивают комплексный подход к изучению и оценке детской вербальной креативности.

Ключевые слова: вербальная креативность, дошкольный возраст, психолингвистические критерии, детская лексика, оригинальность, смысловые критерии

Для цитирования: Зеленкова Т.В. Детская вербальная креативность в контексте психолингвисти­ческого подхода // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 129‒136.

CHILDREN’S VERBAL CREATIVITY IN THE CONTEXT OF PSYCHOLINGUISTIC APPROACH

Tatiana V. Zelenkova
State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, tzelenk@mail.ru,  https://orcid.org/0000-0003-4498-5027 

Abstract. The article considers the psycholinguistic approach to the study of children’s verbal creativity.  Within the framework of this approach, lexical, semantic and structural criteria for evaluating the creative products of preschoolers are distinguished.   The procedural side of creative activity is investigated. This makes it possible to solve to a large extent the problems associated with the methodological risks that arise during the conduct of the study and the evaluation of the results. A model of a three-stage experiment on the study of the verbal creativity of preschoolers which includes dialogue methods, observation, and the actual creative activity of composing a fairy tale is described. The results of a study of more than 330 texts of fairy tales composed by children are presented. The methodology of their assessment within the framework of the psycholinguistic approach, based on the principles of compiling and analyzing frequency and differential dictionaries of children’s vocabulary, is described. The technology of calculation of paradigmatic and syntagmatic markers of verbal creativity is shown. A technique for analyzing the structure of composed fairy tales and evaluating the semantic coherence of the text, calculating indicators of semantic creativity, plot originality and general verbal creativity of children’s creative products is presented. It is concluded that the means of psycholinguistic analysis in combination with semantic and procedural criteria provide an integrated approach to the study and evaluation of children’s verbal creativity.

Keywords: verbal creativity, preschool age, psycholinguistic criteria, children’s vocabulary, originality, semantic criteria

For citation: Zelenkova T.V. Children’s verbal creativity in the context of psycholinguistic approach // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 129‒136.

Информация об авторе

Т.В. Зеленкова – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и дефектологии Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

T.V. Zelenkova – Ph.D. of Psychology, Associate Professor of the Chair of  Psychology and Defectology, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 07.11.2022; одобрена после рецензирования 28.11.2022; принята к публикации 22.12.2022. 

The article was submitted 07.11.2022; approved after reviewing 28.11.2022; accepted for publication 22.12.2022.