ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С. 15‒26. ISSN 2500-350Х (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 15‒26. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.012

💾ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Алёна Александровна Воинова1, Игорь Витальевич Метлик2 

1,2 Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва, Россия
1 voinova@institutdetstva.ru, https://orcid.org/0000-0002-5013-4176
2 metlik@institutdetstva.ru, https://orcid.org/0000-0001-6025-8909

Аннотация. В статье представлен инструментарий изучения ценностных ориентаций обучающихся в образовательных организациях.  Инструментарий разработан и использован в рамках исследования ценностных ориентаций детей различных возрастных групп в образовательных организациях, проведенного Федеральным институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (ФГБНУ «ИИДСВ РАО) в марте-мае 2022 года.

Оценка ценностных ориентаций детей различных возрастных категорий основана на ранжированных по уровням образования целевых ориентирах результатов воспитания обучающихся в примерной рабочей программе воспитания для общеобразовательных организаций (2022 г.). В качестве основного инструмента исследования используется анкета, структура которой содержательно отражает основные направления воспитания обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) начального общего и основного общего образования. Основную целевую аудиторию исследования представляют учащиеся 4-х, 9-х и 11-х классов общеобразовательных организаций, выпускники на уровнях начального, основного и среднего общего образования.

Инструментарий и результаты исследования будут учитываться при формировании общероссийской системы оценки результатов воспитания детей в образовательных организациях (ФИОКО) в рамках оценки качества образования. Использование данного инструмента, в основе которого лежит инвариант воспитания учащихся на основе российских базовых (конституционных) ценностей, в лонгитюдных исследованиях позволит оценить эффективность реализации рабочих программ воспитания в общеобразовательных организациях.

Ключевые слова: воспитание, дети, образовательные организации, рабочие программы воспитания, ценностные ориентации

Для цитирования: Воинова А.А., Метлик И.В. Исследование ценностных ориентаций детей разных возрастных групп в образовательных организациях // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С. 17‒31.

Информация о финансировании. Результаты, изложенные в статье, получены в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по проекту «Формирование ценностных ориентаций детей посредством реализации программ воспитания в образовательных организациях» 122041800028-8. Номер для публикаций IMLY-2023-0001.

STUDY OF VALUE ORIENTATIONS OF CHILDREN OF DIFFERENT AGE GROUPS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Alena A. Voinova1, Igor V. Metlik2

1,2 Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
1 voinova@institutdetstva.ru, https://orcid.org/0000-0002-5013-4176
2 metlik@institutdetstva.ru, https://orcid.org/0000-0001-6025-8909

Abstract. The article presents the tools for studying the value orientations of learners in educational institutions. The toolkit was developed and used as part of a study of the value orientations of children of various age groups in educational institutions, conducted by the Federal Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education (FGBNU «IIDSV RAO») in March-May 2022. The assessment of the value orientations of children of different age categories is based on the target indicators of the results of education of learners ranked by levels of education in the exemplary work program of education for general education organizations (2022). A questionnaire is used as the main research tool, the structure of which reflects the main directions of education of students in accordance with the federal state educational standards of primary and basic general education. The main target audience of the study are pupils of the 4th, 9th and 11th grades of general education schools, graduates at the levels of primary, basic and secondary general education. The tools and results of the study will be taken into account in the formation of the all-Russian system for assessing the results of upbringing children in educational institutions (FIOKO) as part of assessing the quality of education. The use of this tool, which is based on the invariant of educating pupils on the basis of Russian basic (constitutional) values, in longitudinal studies will allow us to evaluate the effectiveness of the implementation of working programs of education in educational institutions.

Keywords: upbringing, children, educational organizations, working upbringing programs, value orientations

For citation: Voinova А.А., Metlik I.V. Study of value orientations of children of different age groups in educational organizations // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 15-26

Информация об авторах

А.А. Воинова – кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва, Россия;

И.В. Метлик – доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва, Россия

Information about the authors

A.A. Voinova  – Ph.D. of Philosophy, Senior Research Fellow, Institute for the Study of Childhood, Family and Education, Russian Academy of Education, Moscow, Russia;

I.V. Metlik  –  Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Chief Researcher, Institute for the Study of Childhood, Family and Education, Russian Academy of Education, Moscow, Russia.

Статья поступила в редакцию 22.08.2022; одобрена после рецензирования 02.09.2022; принята к публикации 22.09.2022.  The article was submitted 22.08.2022; approved after reviewing 02.09.2022; accepted for publication 22.09.2022.