КОМИЧЕСКОЕ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО ИА. БЕЛОГО (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА «БОБОК» И РОМАНА «ПЕТЕРБУРГ»)

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 1. С. 200–207. ISSN 2500-350X (online)

Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 1. P. 200–207. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья УДК 821.161.1-3.09

💾 КОМИЧЕСКОЕ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И А. БЕЛОГО (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА «БОБОК» И РОМАНА «ПЕТЕРБУРГ»)
Михаил Владимирович Яковлев1, Анастасия Владимировна Карпенко2
1,2Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
179104310619@yandex.ru   
2nastyucha2302@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена анализу категории комического в рассказе «Бобок» Ф.М. Достоевского и в романе А. Белого «Петербург». Особое внимание уделяется средствам достижения комического эффекта в произведениях.
    Научная новизна исследования заключается в попытке проанализировать категорию комического как средства создания фантастического мира людей-призраков.
    Проблема комизма в творчестве Ф.М. Достоевского, в частности в рассказе «Бобок» и в дальнейшем в романе А. Белого «Петербург», крайне актуальна. Она позволяет ставить и решать ключевые вопросы эстетики, поэтики, мировосприятия и миромоделирования мастеров художественного слова. 
    Русский символизм есть синтез различных философских и литературных школ, но именно идеологические и философские проблемы, поднятые Ф.М. Достоевским, во многом повлияли на формирование русской религиозной философии XX века. Если комическое у писателя — нравственная и психологическая основа человеческого бытия, то комизм у А. Белого — это синтез теургической эстетики и религиозного искусства, который приобретает глубокий нравственно-философский смысл. 
    Ф.М. Достоевский сформировал антропологию, которая уходила в сферу бессознательного. Писателя интересовали тёмные стороны души, разного рода психологические отклонения, причём он активно интересовался текущей современностью, находил в газетах истории преступлений. А. Белый так же, как и Ф.М. Достоевский, исследует пограничные состояния человека, граничащие с распадом самосознания. Символист создаёт мир реальный и ирреальный, в котором одновременно взаимодействуют герои произведения, в результате чего парадоксальным образом размываются границы действительности и фантастики. Писатели мастерски изображают в своих произведениях сцену, на которой разворачивается карнавальная мистерия ужаса.
        
Ключевые слова: комическое, сатира, гротеск, карнавал, смех, Ф. М. Достоевский, А. Белый

Для цитирования: Яковлев М.В., Карпенко А.В. Комическое в творчестве Ф.М. Достоевского и А. Белого (на материале рассказа «Бобок» и романа «Петербург») // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 1. С. 200–207.

SUMMARY

COMIC IN THE WORKS OF F.M. DOSTOYEVSKY AND A. BELY (BASED ON THE MATERIAL OF THE STORY "BOBOK" AND THE NOVEL "PETERSBURG")        

Mikhail V. Yakovlev1, Anastasiya V. Karpenko2
1,2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuyevo, Russia
179104310619@yandex.ru   
2nastyucha2302@gmail.com
    
Abstract. The article is devoted to the analysis of the comic category in the story "Bobok" by F.M. Dostoevsky and in the novel "Petersburg"by A. Bely. Special  attention is paid to the means of achieving a comic effect in the works.
The scientific novelty of the study is in an attempt to analyze the category of the comic as a means of creating a fantastic world of ghost people.
The problem of comedy in the works of F.M. Dostoevsky, in particular in the story "Bobok" and later in the novel "Petersburg"by A. Bely, is extremely relevant. It allows  to raise and solve key issues of aesthetics, poetics, worldview and world-modeling of the masters of the artistic word.
Russian symbolism is a synthesis of various philosophical and literary schools, but it is precisely the ideological and philosophical problems raised by F.M. Dostoevsky, largely influenced the formation of Russian religious philosophy of the XX century. If the comic for the writer is the moral and psychological basis of human existence, then the comic for A. Bely is a synthesis of theurgical aesthetics and religious art, which acquires a deep moral and philosophical meaning.
F.M. Dostoevsky formed an anthropology that went into the realm of the unconscious. The writer was interested in the dark sides of the soul, various kinds of psychological deviations, and he was actively interested in the current modernity, he  found crime stories in newspapers. A. Bely, like F.M. Dostoevsky, explores the borderline states of a person, bordering on the collapse of self-consciousness. The symbolist creates a real and unreal world, in which the characters of the work interact at the same time, as a result of which the boundaries of reality and fantasy are blurred in a paradoxical way. In their works the writers skillfully depict the scene on which the carnival mystery of horror unfolds.
    
Key words: comic, satire, grotesque, carnival, laughter, F. M. Dostoyevsky, A. Bely

For citation: Yakovlev M.V., Karpenko A.V. Comic in the works of F.M. Dostoyevsky and A. Bely (based on the material of the story "Bobok" and the novel "Petersburg") // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 1. P. 200–207.

Информация об авторах

М.В. Яковлев — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы Государственного гуманитарно-технологического университета.

А.В. Карпенко — магистрант кафедры русского языка и литературы Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

M.V. Yakovlev — Doctor of Philology, Professor of the Chair of the Russian Language and Literature, State University of Humanities and Technology.

A.V. Karpenko — master’s student of the Chair of the Russian Language and Literature, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 26.02.2022; одобрена после рецензирования 07.03.2022; принята к публикации 15.03.2022.

The article was submitted 26.02.2022; approved after reviewing 07.03.2022; accepted for publication 15.03.2022.