КОНЦЕПЦИЯ СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО РОСТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 122–129. ISSN 2500-350X (online)   

Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 122–129. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.004

💾КОНЦЕПЦИЯ СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО РОСТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Наталья Игоревна Алтынник1, Елена Николаевна Чикилева2
1,2 Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Россия
14359294@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9410-5724
2erakhmanina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3180-8304

Аннотация. В статье обосновывается актуальность сетецентрической образовательной модели компетентностного роста в условиях глобальной цифровизации. Сетецентризм рассматривается как перспективная основа для создания единого информационного образовательно-профессионального пространства, в рамках которого осуществляется непрерывное взаимодействие представителей вла­сти, бизнеса, образования и науки с целью обеспечения доступности и оперативности обмена актуаль­ной информацией. Выделены основные направления трансформации системы образования в услови­ях цифровизации. Представлена сетецентрическая образовательная модель компетентностного роста, отличительной особенностью которой является ее нацеленность на формирование цифровых ком­петенций на всех уровнях образования: дошкольного, школьного, среднего профессионального, выс­шего и дополнительного профессионального образования. Выделено три уровня развития цифровой компетентности личности, вовлеченной в сетецентрическую образовательную систему: базовый, тран­зитивный, прогрессивный. Описан процесс формирования цифровых компетенций личности на всех уровнях образования. Установлено, что предложенная модель способствует формированию основных компонентов цифровой компетентности: коммуникативного, социально-психологического и технологи­ческого. Приведен успешный опыт внедрения в Белгородской области сетецентрической образователь­ной модели на примере проведения летней каникулярной IТ-школы. Сделан вывод об актуальности концепции сетецентрической образовательной модели компетентностного роста, обоснована целесоо­бразность ее практического внедрения в условиях цифровизации общества, раскрыта эффективность предлагаемой модели в части формирования и наращивания цифровых компетенций граждан.

Ключевые слова: трансформация образования, сетецентрическая образовательная модель, циф­ровизация, образовательно-профессиональное пространство, цифровые компетенции, информацион­но-коммуникационные технологии.

Для цитирования: Алтынник Н.И., Чикилева Е.Н. Концепции сетецентрической образовательной модели компетентностного роста в условиях цифровизации общества // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 8-16.

THE CONCEPT OF A NETWORK-CENTRIC EDUCATIONAL MODEL OF COMPETENCE GROWTH UNDER THE DIGITALIZATION OF SOCIETY

Nataliya I. Altynnik 1, Elena N. Chikileva2
1,2 Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Russia
14359294@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9410-5724
2erakhmanina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3180-8304

Аннотация. В статье обосновывается актуальность сетецентрической образовательной модели компетентностного роста в условиях глобальной цифровизации. Сетецентризм рассматривается как перспективная основа для создания единого информационного образовательно-профессионального пространства, в рамках которого осуществляется непрерывное взаимодействие представителей вла­сти, бизнеса, образования и науки с целью обеспечения доступности и оперативности обмена актуаль­ной информацией. Выделены основные направления трансформации системы образования в услови­ях цифровизации. Представлена сетецентрическая образовательная модель компетентностного роста, отличительной особенностью которой является ее нацеленность на формирование цифровых ком­петенций на всех уровнях образования: дошкольного, школьного, среднего профессионального, выс­шего и дополнительного профессионального образования. Выделено три уровня развития цифровой компетентности личности, вовлеченной в сетецентрическую образовательную систему: базовый, тран­зитивный, прогрессивный. Описан процесс формирования цифровых компетенций личности на всех уровнях образования. Установлено, что предложенная модель способствует формированию основных компонентов цифровой компетентности: коммуникативного, социально-психологического и технологи­ческого. Приведен успешный опыт внедрения в Белгородской области сетецентрической образователь­ной модели на примере проведения летней каникулярной IТ-школы. Сделан вывод об актуальности концепции сетецентрической образовательной модели компетентностного роста, обоснована целесоо­бразность ее практического внедрения в условиях цифровизации общества, раскрыта эффективность предлагаемой модели в части формирования и наращивания цифровых компетенций граждан.

Ключевые слова: трансформация образования, сетецентрическая образовательная модель, циф­ровизация, образовательно-профессиональное пространство, цифровые компетенции, информацион­но-коммуникационные технологии

Для цитирования: Алтынник Н.И., Чикилева Е.Н. Концепции сетецентрической образовательной модели компетентностного роста в условиях цифровизации общества // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 8-16.

Информация об авторах

Н.И. Алтынник – кандидат технических наук, директор Малого технологического университета Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова.

Е.Н. Чикилева – кандидат социологических наук, ведущий специалист Научно-инновационного образовательного центра Инновационного опытно-промышленного центра наноструктурированных композиционных материалов Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова.

Information about the authors

N.I. Altynnik – Ph.D. of Technical Sciences, Director of Maly Technological University, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov.

E.N. Chikileva – Ph.D. of Sociological Sciences, leading expert of  Scientific and Innovative Educational Center of the Innovative Pilot Center for Nanostructured Composite Materials, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov.

Статья поступила в редакцию 29.11.2022; одобрена после рецензирования 18.12.2022; принята к публикации 22.12.2022. 

The article was submitted 29.11.2022; approved after reviewing 18.12.2022; accepted for publication 22.12.2022.