«КРОЛИЧЬЯ КРОВЬ» И «НАСЛЕДСТВО ОВЦЕВОДОВ» –ЗООСИМВОЛИКА В НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ О.Э. МАНДЕЛЬШТАМА 1920-1930-х ГОДОВ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С.139-144. ISSN 2500-350Х (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 139-144. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 821.161.1-3.09

💾«КРОЛИЧЬЯ КРОВЬ» И «НАСЛЕДСТВО ОВЦЕВОДОВ» – ЗООСИМВОЛИКА В НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ О.Э. МАНДЕЛЬШТАМА 1920-1930-х ГОДОВ

Анастасия Сергеевна Макарова1,2

1Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, makarova11.03@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-1970-0707
2Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия

Аннотация. Поэтика прозы О.Э. Мандельштама рассматривается в традициях неклассической прозы: ассоциативное повествование, внимание к деталям, ирония, интертекстуальность, мотивная и мозаичная структура текста. В прозе Осипа Мандельштама 1920-1930-х годов функционируют образы кролика и овцы. Статья посвящена выявлению смысловых, культурных и символических контекстов употребления образов животных в произведениях «Египетская марка» и «Четвертая проза». Образ овцы создает мифологический контекст (человек с копытцами – кентавр, сатир, фавн, черт), однако реализуется в неклассическом ключе. Сравнение с парнокопытными также создает религиозный контекст восприятия образа главного героя в рамках самых распространенных в мировой культуре библейских сюжетов. В контексте библейских сюжетов в прозе Мандельштама выстраивается образная система «Пастырь – стадо». Религиозный контекст создает также образ кролика, который развивает мотив «изгойства». Автор приходит к выводу, что зоосимволика, в частности, употребление образов овцы и кролика в «Египетской марке» и «Четвертой прозе» благодаря особой семантической нагрузке дала возможность писателю сформулировать культурный, мифологический, религиозный контексты рецепции текстов, что позволило раскрыть проблемы раздвоенности, культурной оторванности от современной ему действительности.

Ключевые слова: неклассическая проза, хаос, поэтика, кролик, овца, образ

Для цитирования: Макарова А.С. «Кроличья кровь» и «Наследство овцеводов» — зоосимволика в неклассической прозе О.Э. Мандельштама 1920-1930-х годов // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С. 139-144.

«RABBIT BLOOD» AND «SHEEP BREEDERS’ LEGACY» – ZOOSYMBOLS IN NON-CLASSICAL PROSE BY O.E. MANDELSHTAM of 1920-1930s

Anastasiya S. Makarova1,2

1Moscow City University, Moscow, Russia, makarova11.03@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-1970-0707
2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia

Abstract. Poetics of prose by O.E. Mandelstam is considered in the traditions of non-classical prose: associative narration, attention to detail, irony, intertextuality, motive and mosaic structure of the text. In the prose of O. Mandelstam of the 1920s-1930s, images of a rabbit and a sheep function. The article is devoted to identifying the semantic, cultural and symbolic contexts of the use of animal images in the works «Egyptian stamp» and «The fourth prose». The image of a sheep creates a mythological context (a man with hooves – a centaur, a satyr, a faun, a devil), but is realized in a non-classical way. Comparison with artiodactyls also creates a religious context for the perception of the image of the protagonist within the framework of the most common biblical stories in the world culture. In the context of biblical stories in Mandelstam’s prose, the figurative system «Shepherd – flock» is built. The religious context also creates the image of a rabbit, which develops the motif of «outcast». The author comes to the conclusion that zoosymbols, in particular, the use of images of a sheep and a rabbit in the «Egyptian stamp» and «The fourth prose», due to a special semantic load, enabled the writer to formulate the cultural, mythological, religious contexts of the reception of texts, which made it possible to reveal the problems of duality, cultural isolation from contemporary reality.

Keywords: non-classical prose, chaos, poetics, rabbit, sheep, image

For citation: Makarova A.S. «Rabbit blood» and «Sheep breeders’ legacy» –zoosymbols in non-classical prose by O.E. Mandelshtam of 1920-1930s // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 139-144.

Информация об авторе

А.С. Макарова – аспирант кафедры русской литературы Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, ассистент кафедры русского языка и литературы Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

A.S. Makarova – a postgraduate student of the Chair of Russian Literature, the Institute of Humanities, Moscow City University, an assistant of the Chair of the Russian Language and Literature, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 10.08.2022; одобрена после рецензирования 02.09.2022; принята к публикации 22.09.2022. 

The article was submitted 10.08.2022; approved after reviewing 02.09.2022; accepted for publication 22.09.2022.