К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПИАЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 17–23. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 17–23. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.016:57

💾К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПИАЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ[1]

Ирина Анатольевна Берсенева1, Татьяна Валерьяновна Дьячкова2, Александра Максимовна Мордвинцева3
1,2,3 Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
1 berseneva_irina@inbox.ru
2xryylb@yandex.ru
3katkova_a@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, отражающие принципиальное значение развития креативного мышления обучающихся в рамках классно-урочной системы школьного курса биологии. Делается акцент на том, что развитие креативного мышления необходимо проводить в рамках естественнонаучной грамотности. Приводятся результаты экспериментального исследования развития креативного мышления обучающихся в V и VII классах. В результате работы установлено, что развитие креативного мышления на уроках способствует более прочному формированию всех базовых компетенций в структуре функциональной грамотности. Формирование же самой функциональной грамотности среди российских школьников стоит рассматривать как способность применять знания, умения и навыки в ситуациях жизненных трудностей, с которыми сталкивается современный человек на протяжении всего периода своей осознанной жизнедеятельности. Принципиальное значение развития критического мышления на уроках биологии в рамках формирования естественнонаучной грамотности заключается в особенностях организации учебного процесса и индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Современные средства обучения в подавляющем большинстве своем должны быть ориентированы не на демонстрацию современных информационно-образовательных технологий, широко представленных на всех ступенях образования большинства развитых стран мира, а на развитие процесса логического и критического мышления учеников.

Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, функциональная грамотность, биологическое образование, международные сравнительные исследования, качество образования, биология

Для цитирования: Берсенева И.А., Дьячкова Т.В., Мордвинцева А.М. К вопросу о принципиальном значении развития креативного мышления обучающихся на уроках биологии в рамках естественнонаучной грамотности // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 17-23.

ON THE QUESTION OF THE PRINCIPAL IMPORTANCE OF THE DEVELOPMENT  OF STUDENTS’ CREATIVE THINKING AT BIOLOGY LESSONS  IN THE FRAMEWORK OF NATURAL SCIENCE LITERACY

Irina A. Berseneva1, Tatyana V. Dyachkova2, Alexandra M.Mordvintseva3
1,2,3 State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia
1berseneva_irina@inbox.ru
2xryylb@yandex.ru
3katkova_a@yandex.ru

Abstract. The article deals with issues that reflect the fundamental importance of the development of students’ creative thinking within the framework of the class-lesson system of the school biology course. Emphasis is placed on the fact that the development of creative thinking must be developed within the framework of natural science literacy. The results of an experimental study of the development of creative thinking of students in the 5th and 7th grades are presented. As a result of the work, it was found that the development of creative thinking in the classroom contributes to a stronger formation of all basic competencies in the structure of functional literacy. The formation of functional literacy among Russian schoolchildren should be considered as the ability to apply knowledge, skills and abilities in situations of life difficulties that a modern person faces throughout the entire period of his conscious life. The fundamental importance of the development of critical thinking at biology lessons in the framework of the formation of natural science literacy is in the peculiarities of the organization of the educational process and individual educational trajectories of students. The vast majority of modern teaching aids should be focused not on demonstrating modern information and educational technologies, which are widely represented at all levels of education in most developed countries of the world, but on developing the process of logical and critical thinking of students.

Keywords: science literacy, functional literacy, biology education, international comparative studies, quality of education, biology

For citation: Berseneva I.A., Dyachkova T.V., Mordvintseva A.M. Оn the question of the principal importance of the development of students’ creative thinking at biology lessons in the framework of natural science literacy // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 17–23.

Информация об авторах

И.А. Берсенева – кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и экологии Государственного гуманитарно-технологического университета.

Т.В. Дьячкова – кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и экологии Государственного гуманитарно-технологического университета.

А.М. Мордвинцева – магистрант кафедры биологии и экологии Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

I.A. Berseneva  – Ph.D. of  Biology, Associate Professor of the Chair of Biology and Ecology, State University of Humanities and Technology.

T.V. Dyachkova  – Ph.D. of Biology, Associate Professor of the Chair of Biology and Ecology, State University of Humanities and Technology.

A.M. Mordvintseva  –  a master student of the Chair of Biology and Ecology,  State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 31.10.2022; одобрена после рецензирования 09.12.2022; принята к публикации 22.12.2022. 

The article was submitted 31.10.2022; approved after reviewing 09.12.2022; accepted for publication 22.12.2022.


[1] Статья подготовлена в рамках научно-методического проекта: «Формирование естественно-научной грамотности в процессе преподавания биологии в школе»