МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА КАК НЕТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ УСТНОМУ СЧЁТУ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. № 4. С. 19‒24. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2021. no 4. P. 19‒24. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 373.2

💾 МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА КАК НЕТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ УСТНОМУ СЧЁТУ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ирина Геннадьевна Калинина1, Наталья Михайловна Толкова2
1,2Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
1irina.fio@mail.ru   
2nmtolkova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2492-8597

Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения детей дошкольного возраста устному счету посредством нетрадиционного метода – ментальной арифметики. Авторы раскрывают основы обучения данной методики, описывают необходимый инструментарий (абакус, флеш-карты, счеты), проводят подробный анализ каждого этапа обучения ментальному счету. В статье подробно описаны и проанализированы методические пособия, образовательные ресурсы и рабочие тетради, необходимые для успешной реализации данной методики и качественного овладения дошкольниками устным счетом. Для реализации направления развития математических способностей и обучения детей ментальному счету необходима долгая, серьёзная, кропотливая работа обучающихся и педагога. 
    В статье представлена поэтапная технология обучения детей дошкольного возраста. Приведены фундаментальные упражнения, позволяющие дошкольнику освоить ментальную арифметику в полной мере. В статье анализируется деятельность педагога, стимулирующего детей дошкольного возраста к развитию, создающего ситуацию успеха в процессе обучения ментальной арифметике. Данная методика занимает главенствующую позицию в общем интеллектуальном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста как в России, так и за рубежом. Авторы статьи анализируют возможности эффективного применения ментальной арифметики для развития математических способностей у детей дошкольного возраста.
       
    
Ключевые слова: дошкольник, ментальная арифметика, математические способности, устный счет, познавательные способности, интеллектуальное развитие 

Для цитирования: Калинина И.Г., Толкова Н.М. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. № 4. С. 19‒24.

SUMMARY

MENTAL ARITHMETIC AS AN UNCONVENTIONAL METHOD OF TEACHING ORAL NUMERACY TO PRESCHOOLERS
    
Irina G. Kalinina1, Natalia M. Tolkova2
1,2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia
1irina.fio@mail.ru   
2nmtolkova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2492-8597
    
Abstract. The article is devoted to the problem of teaching preschool children oral counting through an unconventional method – mental arithmetic. The authors reveal the basics of teaching this technique, describe the necessary tools (abacus, flash cards, abacus), conduct a detailed analysis of each stage of learning mental counting. The article describes in detail and analyzes the methodological manuals, educational resources and workbooks necessary for the successful implementation of this technique and the qualitative mastery of oral counting by preschoolers. Implementing the direction of developing mathematical abilities and teaching children mental counting requires a long, serious, painstaking work of students and a teacher. 
The article presents a step-by-step technology of teaching preschool children. The fundamental exercises that allow a preschooler to master mental arithmetic in full are given. The article analyzes the activity of a teacher who encourages preschool children to develop, creating a situation of success in the process of learning mental arithmetic. This method occupies a dominant position in the general intellectual development of children of preschool and primary school age both in Russia and abroad. The authors of the article analyze the possibilities and effective use of mental arithmetic for the development of mathematical abilities in preschool children.
  
    
Key words: preschool child, mental arithmetic, mathematical abilities, oral counting, cognitive abilities, intellectual development

For citation: Kalinina I.G., Tolkova N.M. Mental arithmetic as an unconventional method of teaching oral numeracy to preschoolers // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2021. no 4. P. 19‒24.

Информация об авторах

И.Г. Калинина – кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета.
Н.М. Толкова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

I.G. Kalinina – Ph.D.of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Chair of Pedagogy of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology.
N.M. Tolkova – Ph.D.of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Pedagogy of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 17.09.2021; одобрена после рецензирования 29.10.2021; принята к публикации 10.12.2021.
The article was submitted 17.09.2021; approved after reviewing 29.10.2021; accepted for publication 10.12.2021.