МЕТОДИКА АНАЛИЗА ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОПРОСА РОДИТЕЛЕЙ)

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С.57‒68. ISSN 2500-350Х (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 57‒68. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.018.1

💾МЕТОДИКА АНАЛИЗА ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОПРОСА РОДИТЕЛЕЙ)

Алексей Александрович Майер1,2, Оксана Александровна Шестакова3

¹ Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, m000r@yandex.ru,   https://orcid.org/0000-0002-6572-5593
2 Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва, Россия
3 Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва, Россия, shestakova@institutdetstva.ru 

Аннотация.В статье представлены результаты опроса родителей относительно содержания и роли традиций семейного воспитания. Традиции семейного воспитания рассмотрены как ценностно обусловленные правила, нормы и устои, которые формируются под влиянием сложившихся в обществе социальных отношений и реализуются в отношения взрослых и детей.

Результаты, изложенные в статье, получены в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по проекту «Изменения в традициях семейного воспитания и эффективные технологии социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка» (№ государственной регистрации 122041900216-8. Шифр/код Учредителя: IMLY-2023-0003).

Авторами предложен классификатор традиций семейного воспитания, основания которого использованы для разработки анкеты, направленной на выявление роли и места традиций семейного воспитания в опыте воспитания родителями детей в семье.

Опрос проведен на территории Российской Федерации в период с 1 июня по 30 июня 2022 года. В опросе принял участие 221 родитель детей, обучающихся в дошкольных образовательных организациях и средних общеобразовательных школах. Результаты опроса проанализированы в статье с позиций изменений в традициях семейного воспитания под воздействием социально-демографических и психолого-педагогических факторов. Сделан вывод о репрезентативности проведенного опроса, результаты которого могут быть использованы при проектировании моделей сопровождения семейного воспитания в деятельности образовательных организаций.

Ключевые слова:семейное воспитание, ценности семьи, ценности воспитания, традиции семейного воспитания, классификация традиций семейного воспитания

Для цитирования: Майер А.А., Шестакова О.А. Методика анализа трансформации традиций семейного воспитания (по материалам опроса родителей) // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С. 72‒87.

METHODOLOGY FOR ANALYZING THE TRANSFORMATION OF FAMILY EDUCATION TRADITIONS (BASED ON A SURVEY OF PARENTS)

Alexey A. Mayer1,2, Oksana A. Shestakova3

1 State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, m000r@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6572-5593
2 Institute for the Study of Childhood, Family and Education,  Russian Academy of Education, Moscow, Russia
3 Institute for the Study of Childhood, Family and Education, Russian Academy of Education, Moscow, Russia, shestakova@institutdetstva.ru

Abstract. The article presents the results of a survey of parents regarding the content and role of family education traditions. The traditions of family education are considered as value-based rules, norms and foundations, which are formed under the influence of social relations that have developed in society and are implemented in the relations of adults and children.

The results presented in the article were obtained as part of the research work of the state task of the Ministry of Education of the Russian Federation under the project «Changes in the traditions of family education and effective technologies for social and pedagogical support of family education of a child» (state registration number 122041900216-8. Code / code Founder: IMLY-2023-0003).

The authors proposed a classifier of family education traditions, the basis of which was used to develop a questionnaire aimed at identifying the role and place of family education traditions in the experience of upbringing children in the family by parents.

The survey was conducted on the territory of the Russian Federation from June 1 to June 30, 2022. The survey involved 221 parents of children of preschool and school age. The results of the survey are analyzed in the article from the standpoint of changes in the traditions of family education under the influence of socio-demographic and psychological-pedagogical factors. The conclusion is made about the representativeness of the survey, the results of which can be used in the design of models for supporting family education in the activities of educational organizations.

Key words: family education, family values, values of education, family education traditions, classification of family education traditions

For citation: Mayer А.А., Shestakova О.А. Мethodology for analyzing the transformation of family education traditions (based on a survey of parents) // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 72‒87.

Информация об авторах

А.А. Майер – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета, главный научный сотрудник лаборатории фундаментальных и прикладных исследований Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

О.А. Шестакова – кандидат технических наук, заместитель директора по научной работе Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

Information about the authors

A.A. Mayer – Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor  of  the Chair of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology, Chief Researcher, Laboratory of Fundamental and Applied Research, Institute for the Study of Childhood, Family and Education, Russian Academy of Education.

O.A. Shestakova – Ph.D. of Technical Sciences, Deputy Director for Research at the Institute for the Study of Childhood, Family and Education, Russian Academy of Education.

Статья поступила в редакцию 25.08.2022; одобрена после рецензирования 15.09.2022; принята к публикации 22.09.2022. 

The article was submitted 25.08.2022; approved after reviewing 15.09.2022; accepted for publication 22.09.2022.