МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ  БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 144–151. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 144–151. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.015.3

💾МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ  БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

Галина Юрьевна Лизунова1, Ирина Анатольевна Таскина2
1,2 Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск, Россия 1ufkz2008@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3937-227Х
2taskina-i@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2388-3868

Аннотация. В статье рассматривается актуальный и важный вопрос современного образования – проблема психологически безопасной образовательной среды и условий ее формирования. Даны современные трактовки определений «психологическая безопасность» и «образовательная среда»; рассмотрены факторы рискав образовательной среде; угрозы психологической безопасности образовательной среды. Авторами указывается, что только специально-организованная работа способствует конструктивному взаимодействию всех субъектов образовательного процесса, улучшению психологического климата в школьной среде, успешному формированию психологической безопасности в школе.  В частности, авторами представляется исследование психологической безопасности образовательной среды и рассмотрена разработанная и апробированная модель формирования психологической безопасности образовательной среды школы. Модель психологически безопасной образовательной среды школы состоит из четырех направлений работы. Первое направление связано с формированием здоровьесберегающей среды. Второе направление касается необходимости выстраивания эффективного взаимодействия обучающихся и взрослых, а именно, создания системы самоуправления школьников. В рамках третьего направления важно создать условия для самовыражения и реализации школьников, активизации их в учебно-исследовательской деятельности. И, наконец, четвертое направление: формирования коммуникативной культуры среди участников образовательного процесса, эмпатийного общения, сопереживающих отношений.

Ключевые слова: психологическая безопасность,образовательная среда, субъекты образовательной среды, компоненты психологической безопасности, уровень психологической безопасности, психолого-педагогические условия

Для цитирования: Лизунова Г.Ю., Таскина И.А. Модель психологически безопасной образователь­ной среды школы // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 144-151.

MODEL OF PSYCHOLOGICALLY SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL

Galina Yu. Lizunova1, Irina A. Taskina2
1,2 Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia
1ufkz2008@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3937-227Х
2taskina-i@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2388-3868

Abstract. The article deals with an urgent and important issue of modern education – the problem of a psychologically safe educational environment and the conditions for its formation. Modern interpretations of the definitions of «psychological security» and «educational environment» are given; risk factors in the educational environment are considered; threats to the psychological security of the educational environment. The authors point out that only specially organized work contributes to the constructive interaction of all subjects of the educational process, the improvement of the psychological climate in the school environment, the successful formation of psychological security at school. In particular, the authors present a study of the psychological safety of the educational environment and consider the developed and tested model of the formation of the psychological safety of the educational environment of the school. The model of psychologically safe educational environment of the school consists of four areas of work. The first direction is connected with the formation of a health-saving environment. The second direction concerns the need to build effective interaction between pupils and adults, namely, the creation of a system of self-government of schoolchildren. Within the framework of the third direction, it is important to create conditions for self-expression and realization of schoolchildren, their activation in educational and research activities. And, finally, the fourth direction of the formation of a communicative culture among the participants of the educational process is  the empathic communication, empathetic relationships.

Keywords: psychological security, educational environment, subjects of the educational environment, components of psychological security, the level of psychological security, psychological and pedagogical conditions

For citation: Lizunova G.Yu., Taskina I.A. Model of psychologically safe educational environment of the school // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 144‒151.

Информация об авторах

Г.Ю. Лизунова – кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы Горно-Алтайского государственного университета.

И.А. Таскина – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы Горно-Алтайского государственного университета.

Information about the authors

G.Yu. Lizunova – Ph.D. of Philosophy, Associate Professor of the Chair of   Pedagogy, Psychology and Social Work, Gorno-Altaisk State University.

I.A. Taskina – Ph.D. of Psychology, Associate Professor of the Chair of  Pedagogy, Psychology and Social Work, Gorno-Altaisk State University.

Статья поступила в редакцию 27.11.2022; одобрена после рецензирования 20.12.2022; принята к публикации 22.12.2022. 

The article was submitted 27.11.2022; approved after reviewing 20.12.2022; accepted for publication 22.12.2022.