МОТИВ ОБОРОТНИЧЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И Ю.В. МАМЛЕЕВА (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗОВ «КРОКОДИЛ» И «УЧИТЕЛЬ»)

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 2. С. 142–147. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 2. P. 142–147. ISSN 2500-350X (online)   

Научная статья
УДК 821.161.1-3.09

💾МОТИВ ОБОРОТНИЧЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И Ю.В. МАМЛЕЕВА (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗОВ «КРОКОДИЛ» И «УЧИТЕЛЬ»)

Михаил Владимирович Яковлев1, Анастасия Владимировна Карпенко2
1, 2Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
1 79104310619@yandex.ru
2 nastyucha2302@gmail.com

Аннотация. Данная исследовательская работа посвящена мотиву оборотничества в рассказах «Крокодил» и «Учитель» Ф.М. Достоевского и Ю.В. Мамлеева.

Научная новизна исследования заключается в попытке проанализировать функционал анималистических образов крокодила и лисы.

Актуальность работы обусловлена необходимостью выявления способов организации художественного пространства, что было бы крайне затруднительно без герменевтического анализа использованных писателями зооморфных метаморфоз, которые необходимы для полноценной интерпретации произведений. Метафорические образы животных подчёркивают мифопоэтику художественной реальности рассказов.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что использование мотива оборотничества в произведениях «Крокодил» и «Учитель» имеет различный функционал. Зооморфные преображения героя в рассказе Ф.М. Достоевского необходимы для понимания истинных ценностей человеческого бытия в эпоху экономической выгоды. Лиса-оборотень в рассказе Ю.В. Мамлеева «Учитель» — мифическое существо. Оно помогает герою, пытающемуся понять законы вечной жизни и задающему вопросы, на которые разум не в силах ответить, стать частью сверхреального мира.

Зооморфные метаморфозы, используемые в этих рассказах, хоть и выполняют разные функции, но они необходимы для интерпретации художественной реальности произведений.

Ключевые слова: оборотничество, гротескные метаморфозы, гротеск, мифология, мифопоэтика, Ф.М. Достоевский, Ю.В. Мамлеев

Для цитирования: Яковлев М.В., Карпенко А.В. Мотив оборотничества в творчестве Ф.М. Достоевского и Ю.В. Мамлеева (на материале рассказов «Крокодил» и «Учитель») // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 2. С. 142–147. 

THE MOTIVE OF WEREWOLF IN THE WORKS BY F.M. DOSTOEVSKY AND Y.V. MAMLEEV (BASED ON THE STORIES «THE CROCODILE» AND «THE TEACHER»)

Mikhail V. Yakovlev1, Anastasiya V. Karpenko2
1, 2 State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuyevo, Russia
1 79104310619@yandex.ru
2 nastyucha2302@gmail.com

Abstract. This research paper is devoted to the motive of werewolf in the stories «The Crocodile» and «The Teacher» by F.M. Dostoevsky and Yu.V. Mamleev

The scientific novelty of the study consists in an attempt to analyze the functionality of animalistic images of a crocodile and a fox.

The relevance of the work is due to the need to identify ways of organizing the artistic space, which would be extremely difficult without a hermeneutic analysis of the zoomorphic metamorphoses used by writers, which are necessary for the full interpretation of works. Metaphorical images of animals emphasize the mythopoetics of the artistic reality of the stories.

During the study, we came to the conclusion that the use of the werewolf motive in the works «The Crocodile» and «The Teacher» has different functionality. Zoomorphic transformations of the hero in the story by F.M. Dostoevsky are necessary for understanding the true values of human existence in the era of economic benefit. The werewolf fox in Yu.V. Mamleev’s story «The Teacher» is a mythical creature. It helps the hero, who is trying to understand the laws of eternal life and asks questions that the mind cannot answer, to become part of the superreal world.

The zoomorphic metamorphoses used in these stories, although they perform different functions, are necessary for the interpretation of the artistic reality of the works.

Keywords: werewolf, grotesque metamorphoses, grotesque, mythology, mythopoetics, F.M. Dostoevsky, Y.V. Mamleev

For citation: Yakovlev M.V., KarpenkoA.V. The motive of werewolf in the works by F.M. Dostoevsky and Y.V. Mamleev (based on the stories «The crocodile» and «The teacher») // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 2. P. 142‒147.

Информация об авторах

М.В. Яковлев – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы Государственного гуманитарно-технологического университета.

А.В. Карпенко – магистрант кафедры русского языка и литературы Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

M.V. Yakovlev – Doctor of Philology, Professor of the Chair of the Russian Language and Literature, State University of Humanities and Technology.

A.V. Karpenko – a master student of the Chair of the Russian Language and Literature, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 25.05.2022; одобрена после рецензирования 15.06.2022; принята к публикации 24.06.2022.  The article was submitted 25.05.2022; approved after reviewing 15.06.2022; accepted for publication 24.06.2022.