НА ПУТИ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 160–168. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 160–168. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 159.9.07

💾НА ПУТИ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ

Элина Николаевна Яковлева1, Татьяна Владимировна Зеленкова2
1,2 Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
1mgopi@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-8955-0556
2tzelenk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4498-5027

Аннотация. В статье исследуется проблема совершенствования родительских компетенций. Авторами показано, что пути совершенствования родительских компетенций в условиях консультирования должны опираться на интегративную модель сетевого взаимодействия и включать основные классы компетенций: личностные, поведенческие, социальные и культурные, структурно и функционально связанные между собой так, что любые изменения в одном из них приводят к изменениям во всех других и во всей системе в целом. Приводятся данные опроса 212 специалистов в сфере консультирования родителей. Установлено, что у большинства родителей не сформирована в достаточной степени информационная, психолого-педагогическая, личностная (мотивационно-ценностная) и коммуникативная компетентность в вопросах воспитания и образования детей. Основными причинами ошибок родителей являются: неправильный стиль воспитания и общения с ребенком, отсутствие умений в области управления поведением детей и применения развивающих технологий, использование беспорядочных источников при поиске информации по возникающей проблеме, недостаточный уровень психолого-педагогической грамотности.

Разработанный нами сетевой подход к совершенствованию родительских компетенций в рамках консультативной работы обеспечивает наиболее широкий охват и системное взаимодействие всех классов родительских компетенций – социальных, поведенческих, личностных и культурных, а также методов их развития, включающих просвещение, коучинг, актуализацию личностных ресурсов родителей в контексте развития семьи. 

Ключевые слова: консультирование родителей, родительские компетенции, сетевой подход, воспитание, образование, современный родитель

Для цитирования: Яковлева Э.Н., Зеленкова Т.В. На пути к совершенствованию родительских компетенций: проблемы, поиски, решения // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 160‒168.

ON THE WAY TO IMPROVE PARENTAL COMPETENCES: PROBLEMS, SEARCHES, SOLUTIONS

Elina N. Yakovleva1, Tatiana V. Zelenkova2
1,2 State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia
1mgopi@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-8955-0556
2tzelenk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4498-5027

Abstract. The article considers the problem of improving parental competencies. The authors show that the ways of improving parental competencies in the context of counseling should be based on an integrative model of network interaction and include the main classes of competencies: personal, behavioral, social and cultural, structurally and functionally interconnected so that any changes in one of them lead to changes in all others and in the whole system as a whole. The data of a survey of 212 specialists in the field of parental counseling are given. It has been established that the majority of parents do not have sufficient informational, psychological-pedagogical, personal (motivational-value) and communicative competence in the upbringing and education of children. The main reasons for parents’ mistakes are: the wrong style of upbringing and communication with the child, the lack of skills in managing children’s behavior and the use of developing technologies, the use of random sources when searching for information on an emerging problem, and an insufficient level of psychological and pedagogical literacy.

The network approach developed by us to improve parental competencies within the framework of advisory work provides the widest coverage and systemic interaction of all classes of parental competencies – social, behavioral, personal and cultural, as well as methods for their development, including education, coaching, updating the personal resources of parents in the context of family development.

Key words: parenting counseling, parental competencies, network approach, upbringing, education, modern parent

For citation: Yakovleva Е. N., Zelenkova Т. V. On the way to improve parental competences: problems, searches, solutions // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 160‒168.

Информация об авторах

Э.Н. Яковлева – кандидат филологических наук, доцент, проректор по научной и инновационной деятельности Государственного гуманитарно-технологического университета.

Т.В. Зеленкова – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и дефектологии Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

E.N. Yakovleva – Ph.D. of Philology, Associate Professor, Vice-Rector for Scientific and Innovative Activities, State University of Humanities and Technology.

T.V. Zelenkova – Ph.D. of Psychology, Associate Professor of the Chair of  Psychology and Defectology, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 07.11.2022; одобрена после рецензирования 12.12.2022; принята к публикации 22.12.2022. 

The article was submitted 07.11.2022; approved after reviewing 12.12.2022; accepted for publication 22.12.2022.