НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И ОТСРОЧЕННОЕ ПРИПОМИНАНИЕ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С.126-131. ISSN 2500-350Х (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 126-131. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 159.953

💾Непосредственное ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И отсроченное ПРИПОМИНАНИЕ В экспериментальных условиях

Любовь Валерьевна Черемошкина1,2

1Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, lvch2007@yandex.ru
2Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия

Аннотация.  В статье предпринята попытка обосновать необходимость изучения отсроченного припоминания для разработки общей теории памяти, способной объяснить природу запоминания и феноменологию воспроизведения, развитие мнемических механизмов и инволюцию структуры, ошибки и эффекты актуализации. Показана значимость изучения отсроченного припоминания (произвольного воспроизведения) с помощью классического лонгитюдного эксперимента на основе вербального материала. Цель заключалась в изучении динамики содержания припоминания, которая определялась через сравнение качественных и количественных показателей непосредственного и отсроченных воспроизведений: степени их насыщенности конкретикой, фактурой самого оригинала, на разных стадиях удаленности от момента запоминания. Показано, что произвольное воспроизведение через разные периоды после запоминания «проявляет» особенности интеллекта в широком диапазоне: от уровня развития мета регуляции до специфики репрезентационной картины в памяти субъекта.  Подчеркивается специфика лонгитюдного эксперимента, который позволяет исследовать природу трансформаций оригинала, обусловленных целым рядом субъектных и субъективно-личностных факторов: контекстом, эффектом повторения, качественными изменениями мышления, желанием проявить себя перед экспериментатором и др. Подчеркивается практическая направленность многолетнего исследования для организации образовательных процессов, системообразующим фактором которых должен быть учебник.                                                                                                                                                                                        

Ключевые слова:память, мнемические процессы, непосредственное воспроизведение, отсроченное припоминание, мнемические способности, интеллект, лонгитюдный эксперимент, метод развертывания мнемической деятельности 

Для цитирования: Черемошкина Л.В. Непосредственное воспроизведение и отсроченное припоминание в экспериментальных условиях // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С. 126-131.

DIRECT REPRODUCTION AND DELAYED RECALL UNDER EXPERIMENTAL CONDITIONS

LyubovV.Cheremoshkina1,2

1Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia, lvch2007@yandex.ru
2 State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuyevo, Russia

Abstract. The article attempts to substantiate the need to study delayed recall in order to develop a general theory of memory that can explain the nature of memorization and the phenomenology of reproduction, the development of mnemonic mechanisms and structure involution, errors and actualization effects. The importance of studying delayed recall (voluntary recall) with the help of a classic longitudinal experiment based on verbal material is shown. The goal was to study the dynamics of the content of recall, which was determined by comparing the qualitative and quantitative indicators of immediate and delayed reproductions: the degree of their saturation with specifics, the texture of the original itself, at different stages of remoteness from the moment of memorization. It is shown that voluntary reproduction at different periods after memorization «shows» the features of intelligence in a wide range: from the level of development of meta-regulation to the specifics of the representational picture in the subject’s memory. The specificity of the longitudinal experiment is emphasized, which allows one to explore the nature of the transformations of the original, due to a number of subjective and subjective-personal factors: context, the effect of repetition, qualitative changes in thinking, the desire to prove oneself to the experimenter, etc. of which the textbook should be a factor.

Key words: memory, mnemonic processes, immediate recall, delayed recall, mnemonic abilities, intelligence, longitudinal experiment, method of deploying mnemonic activity

For citation: Cheremoshkina L.V. Direct reproduction and delayed recall under experimental conditions// Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 126-131.

Информация об авторе

Л.В. Черемошкина – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования Московского педагогического государственного университета, профессор кафедры психологии и дефектологии Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

L.V. Cheremoshkina – Doctor of Psychology, Professor of the Chair of Educational Psychology of Moscow Pedagogical State University, Professor of the Chair of  Psychology and Defectology of  State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 10.08.2022; одобрена после рецензирования 02.09.2022; принята к публикации 22.09.2022. 

The article was submitted 10.08.2022; approved after reviewing 02.09.2022; accepted for publication 22.09.2022.