ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ФИЗИКЕ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 57–61. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 57–61. ISSN 2500-350X (online)

Обзорная статья
УДК 37.016:53

💾ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ФИЗИКЕ

Инна Михайловна Зенцова
Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, imzencova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2243-2731

Аннотация. В статье анализируются зарубежные публикации по использованию метода моделирования в процессе обучения физике школьников. Актуальность выполнения теоретического анализа обусловлена наличием противоречия между потребностями учителей физики в использовании моделирования, применяемого на занятиях по физике в зарубежной школе и недостаточной разработкой данного вопроса в исследованиях. Изучены отечественные диссертационные исследования по моделированию на уроках физики на предмет включения в них анализа зарубежных источников. Выполнен обзор научно-методических публикаций, представленных в зарубежных журналах. В качестве первоисточников взяты исследования на иностранном языке. Рассмотрены публикации, посвященные созданию моделей для объяснения сложных понятий физики и компьютерное моделирование физических процессов. Приведены аргументы для использования компьютерного моделирования на уроках физики. Научная новизна исследования состоит в том, чтобы ввести в научный оборот модели по физике, предлагаемые зарубежными авторами. Практическая значимость исследования состоит в возможности адаптации в России моделей физических явлений, разработанных в зарубежных исследованиях. Представленный обзор зарубежных публикаций в области моделирования на уроках физики может стать основой для практических разработок учителей, задать направление их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: методы научного познания,моделирование физических процессов, обучение физике, средняя школа, зарубежные страны, компьютерное моделирование

Для цитирования: Зенцова И.М. Обзор зарубежных исследований по моделированию в процессе обучения школьников физике // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университе­та. 2022. № 4. С.57-61.

REVIEW OF FOREIGN RESEARCH ON MODELING IN THE PROCESS OF TEACHING PHYSICS TO SCHOOLCHILDREN

Inna M. Zentsova
Perm State University, Perm, Russia, imzencova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2243-2731

Abstract. The article analyzes foreign publications on the use of the modeling method in the process of teaching physics to schoolchildren. The relevance of the theoretical analysis is due to the contradiction between the needs of physics teachers in the use of modeling used in physics classes at a foreign school and the insufficient development of this issue in research. Domestic dissertation research on modeling in physics lessons has been studied for the inclusion of analysis of foreign sources in them. The review of scientific and methodological publications presented in foreign journals is carried out. Studies in a foreign language are taken as primary sources. Publications devoted to the creation of models to explain complex concepts of physics and computer modeling of physical processes are considered. The arguments for the use of computer modeling in physics lessons are given. The scientific novelty of the research is to introduce into scientific circulation models in physics proposed by foreign authors. The practical significance of the study lies in the possibility of adapting in Russia models of physical phenomena developed in foreign studies. The presented review of foreign publications in the field of modeling in physics lessons can become the basis for practical developments of teachers, set the direction of their professional activities.

Keywords: methods of scientific cognition, modeling of physical processes, teaching physics, secondary school, foreign countries, computer modeling

For citation: Zentsova I.M. Review of foreign research on modeling in the process of teaching physics to schoolchildren // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 57–61.

Информация об авторе

И.М. Зенцова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин Пермского государственного национального исследовательского университета.

Information about the author

I.M. Zentsova – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Mathematical and Natural Science Disciplines, Perm State University.

Статья поступила в редакцию 06.07.2022; одобрена после рецензирования 15.09.2022; принята к публикации 22.12.2022. 

The article was submitted 06.07.2022; approved after reviewing 15.09.2022; accepted for publication 22.12.2022.