ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 2. С. 19‒24. ISSN 2500-350Х (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 2. P. 19‒24. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.016:336

💾ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Рания Геннадьевна Измайлова1, Татьяна Васильевна Тимохина2
1,2 Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия,
1 kafedra.pedfak@mail.ru
2 timohina.tv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1255-5073

Аннотация. Данная статья посвящена достаточно актуальной и мало изученной теме, касающейся обучения финансовой грамотности в детском возрасте. До определенного времени общая концепция экономического развития (в Советском Союзе, России), не предполагала уделение большого внимания грамотности населения в плане управления и развития собственной финансовой деятельности. В ходе исследования были изучены теоретические и некоторые прикладные основы формирования и развития финансовой грамотности в современной школе. Путем анализа выявлены разнообразные подходы к пониманию формирования финансовой грамотности с учетом исторического контекста и средств развития финансовой грамотности в условиях современной школы. Изучены современные направления развития данного вопроса в течение 5 последних лет (ИКТ-средства, средства мультипликации, решение задач с экономическим содержанием, чек-лист, квест-игра и пр.). На основе изученного материала в статье выявлены основные свойства финансов, необходимые к первичному изучению детьми в условиях начальной школы. Проанализированы программы развития финансовой грамотности, позволившие выявить ряд объективных моментов, существенно влияющих на развитие младших школьников в области финансовой грамотности. Представлена авторская методика «Юный финансист», ориентированная на необходимые к формированию знания, умения и навыки детей, структурированные в уровневой системе. Данная работа может быть рекомендована для внедрения в образовательный процесс общеобразовательной школы с учетом современных вызовов.

Ключевые слова: финансовая грамотность, обучение, школа, направления реализации, свойства, программа

Для цитирования: Измайлова Р.Г., Тимохина Т.В. Обучение основам финансовой грамотности в современной школе // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 2. С. 19‒24.

TEACHING THE BASICS OF FINANCIAL LITERACY IN A MODERN SCHOOL

Rania G. Izmailova1, Tatyana V. Timokhina2
1,2 State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia
1 kafedra.pedfak@mail.ru
2 timohina.tv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1255-5073

Abstract. This article is devoted to a rather relevant and little studied topic related to teaching financial literacy in childhood. Until a certain time, the general concept of economic development (in the Soviet Union, Russia) did not involve paying much attention to the literacy of the population in terms of managing and developing their own financial activities. In the course of the study, theoretical and some applied foundations for the formation and development of financial literacy in a modern school were studied. The analysis revealed various approaches to understanding the formation of financial literacy, taking into account the historical context and means of developing financial literacy in a modern school. The modern directions of development of this issue over the past 5 years (ICT — means, means of animation, solving problems with economic content, checklist, quest game, etc.) have been studied. On the basis of the studied material, the article reveals the main properties of finance that are necessary for primary study by children in primary school conditions. The programs for the development of financial literacy were analyzed, which made it possible to identify a number of objective moments that significantly affect the development of younger pupils in the field of financial literacy. The author’s methodology «Young financier» is presented, focused on the knowledge, skills and abilities of children necessary for the formation, structured in a level system. This work can be recommended for implementation in the educational process of a secondary school, taking into account modern challenges.

Key words: financial literacy, training, school, directions of implementation, properties, program

For citation: Izmailova R.G., Timokhina T.V. Teaching the basics of financial literacy in a modern school // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 2. P. 19‒24.

Информация об авторах

Р.Г. Измайлова – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета.

Т.В. Тимохина – доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

R.G. Izmailova – Ph.D. of  Pedagogy, Head of the Chair of Theory and Methods of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology.

T.V. Timokhina – Doctor of Pedagogy, Professor of the Chair of Theory and Methods of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 26.03.2022; одобрена после рецензирования 30.04.2022; принята к публикации 24.06.2022.  The article was submitted 26.03.2022; approved after reviewing 30.04.2022; accepted for publication 24.06.2022.