ОПТИМИЗМ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 1. С. 89–97. ISSN 2500-350X (online)

Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 1. P. 89–97. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья УДК 159.923:37.015.32

💾 ОПТИМИЗМ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Оксана Васильевна Брекина1, Дмитрий Вячеславович Солдатов2
1,2Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
1oxana.brekina@mail.ru   
2soldatovdv@list.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию оптимизма как психологической черты личности представителей педагогического сообщества — школ, средних профессиональных и высших профессиональных учебных учреждений. Показано, что у современных педагогов представлены следующие психологические типы оптимистов — «реалисты», «активные оптимисты» и «пассивные оптимисты». Психологические типы пессимистов среди исследованных педагогов не представлены. Проведение качественного анализа утверждений, относящихся к категории оптимизма, показало, что для современных российских педагогов характерна жизненная позиция, основанная на уверенности в справедливости собственной судьбы, уверенности в ресурсах по достижению жизненных целей, в ощущении счастливой жизни, отсутствии страха перед будущим и убежденностью в безусловно позитивной сущности человека. Полученные результаты отражают оптимистическую, в целом, мировоззренческую позицию современного российского учителя. Оптимистический психологический портрет личности педагога имеет большое значение для развития личности обучающихся и студентов в процессе учебно-воспитательной работы, помогая формировать конструктивные копинг-стратегии поведения и взаимодействия с окружающим миром. 
    Результаты исследования могут быть использованы при подготовке студентов-бакалавров, получающих профильное профессиональное педагогическое высшее и среднее профессиональное образование, а также при повышении квалификации педагогических кадров.
           
Ключевые слова: оптимизм, личностные характеристики педагогов, жизненная позиция, мировоззрение, уверенность, страх, будущее, позитивность

Для цитирования: Брекина О.В., Солдатов Д.В. Оптимизм в структуре личности современного педагога // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 1. С. 89–97.

SUMMARY

OPTIMISM IN THE STRUCTURE OF PERSONALITY OF A MODERN TEACHER
    
Oksana V. Brekina1, Dmitry V. Soldatov2
1,2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia
1oxana.brekina@mail.ru   
2soldatovdv@list.ru
    
Abstract. The article is devoted to the study of optimism as a psychological feature of the personality of representatives of the pedagogical community — schools, secondary professional and higher professional educational institutions. It is shown that modern teachers present the following all psychological types of optimists — "realists," "active optimists" and "passive optimists". Psychological types of pessimists among the investigated teachers are not represented. Conducting a qualitative analysis of statements belonging to the category of optimism showed that modern Russian teachers are characterized by a life position based on confidence in the fairness of their own destiny, confidence in resources to achieve life goals, in the feeling of a happy life, lack of fear of the future and conviction in the definitely positive essence of man. The results obtained reflect the optimistic, in general, worldview position of the modern Russian teacher. An optimistic psychological portrait of a teacher's personality is of great importance for the development of the personality of students in the process of educational work, helping to form constructive coping strategies for behavior and interaction with the outside world. 
The results of the study can be used in the preparation of undergraduate students receiving specialized professional pedagogical higher and secondary professional education, as well as in advanced training of pedagogical personnel.
    
Key words: optimism, personal characteristics of teachers, life position, world outlook, confidence, fear, future, positivity

For citation: Brekina O.V., Soldatov D.V. Optimism in the structure of personality of a modern teacher // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 1. P. 89–97.

Информация об авторах

О.В. Брекина — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и дефектологии психолого-педагогического факультета Государственного гуманитарно-технологического университета, г. Орехово-Зуево.

Д.В. Солдатов — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и дефектологии психолого-педагогического факультета Государственного гуманитарно-технологического университета, г. Орехово-Зуево.

Information about the authors

O.V. Brekina — Ph.D. of Psychology, Associate Professor of the Chair of Psychology and Defectology of the Psychological and Pedagogical Faculty, State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo.

D.V. Soldatov — Ph.D. of Psychology, Associate Professor of the Chair of Psychology and Defectology of the Psychological and Pedagogical Faculty, State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo.

Статья поступила в редакцию 08.02.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 15.03.2022.

The article was submitted 08.02.2022; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 15.03.2022.