ОПЫТ ОБНОВЛЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ СТОРОНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В 90-е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 2. С. 6‒11. ISSN 2500-350Х (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 2. P. 6‒11. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37

💾ОПЫТ ОБНОВЛЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ СТОРОНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В 90-е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Анжела Валентиновна Гилева
Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, a_gileva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3907-3234

Аннотация. Современная образовательная практика, во многом ориентированная на дистанционное обучение, привела к разрыву субъект-субъектных отношений в процессе обучения и воспитания. Взаимодействие педагога и воспитанников стало носить опосредованный характер, что привело к утрате личностной компоненты с её диалогичностью и межсубъектными позициями. Предметом анализа выступает теория и практика обновления процессуальной стороны образовательного процесса в образовательных учреждениях в 90-е годы ХХ века — периода разработки и освоения межсубъектного педагогического взаимодействия как новой методологической основы для создания гуманистической технологии учебно-воспитательного процесса на всех ступенях образования. Подчеркивается мысль о том, что проблема конструирования нового типа отношений творчески решалась в опыте педагогов-практиков. В статье выделены характерные особенности субъект-субъектного взаимодействия на различных этапах образования, описаны организационные формы, способствующие ее формированию. Автором использовался теоретический анализ и обобщение исследований по проблеме, ретроспективный анализ собственного педагогического опыта, прогнозирование. Представляется, что идея межсубъектного педагогического взаимодействия приобретает сегодня не меньшую актуальность, чем в период смены педагогической парадигмы в конце XX века, изменение которой можно наблюдать и на современном этапе.

Ключевые слова: образовательный процесс, взаимодействие в процессе обучения и воспитания, субъект-субъектные отношения, личностно-ориентированный подход

Для цитирования: Гилева А.В. Опыт обновления процессуальной стороны образовательного процесса в 90-е годы ХХ века // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 2. С. 6‒11.

EXPERIENCE OF UPDATING THE PROCESSAL SIDE OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE 90s OF THE XX CENTURY

Anzhela V. Gileva
State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, a_gileva@mail.ru, orcid.org/0000-0003-3907-3234

Abstract. Modern educational practice, largely focused on distance learning, has led to a rupture of subject-subject relations in the process of education and upbringing. The interaction between the teacher and pupils began to be of an indirect nature, which led to the loss of the personal component with its dialogue and intersubjective positions. The subject of the analysis is the theory and practice of updating the procedural side of the educational process in educational institutions in the 90s of the twentieth century — the period of development and development of inter-subject pedagogical interaction as a new methodological basis for creating a humanistic technology of the educational process at all levels of education. The idea is emphasized that the problem of constructing a new type of relationship was creatively solved in the experience of practicing teachers. The article highlights the characteristic features of the subject-subject interaction at various stages of education, describes the organizational forms that contribute to its formation. The author used a theoretical analysis and generalization of research on the problem, a retrospective analysis of his own pedagogical experience, and forecasting. It seems that the idea of inter-subject pedagogical interaction is no less relevant today than during the period of changing the pedagogical paradigm at the end of the 20th century, the change of which can be observed at the present stage.

Keywords: educational process, interaction in the process of education and upbringing, subject-subject relations, personality-oriented approach.

For citation: Gileva A.V. Experience of updating the processal side of the educational process in the 90s of the XX century // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 2. P. 6‒11.

Информация об авторе

А.В. Гилева – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

A.V. Gileva – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Pedagogy of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 30.03.2022; одобрена после рецензирования 29.04.2022; принята к публикации 24.06.2022.  The article was submitted 30.03.2022; approved after reviewing 29.04.2022; accepted for publication 24.06.2022.