ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МНОГОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С.69‒75. ISSN 2500-350Х (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 69‒75. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.016:811

💾ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МНОГОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Людмила Анатольевна Милованова¹, Ольга Александровна Задорова²

¹Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, ludmilamilovanova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1822-1453
²Московский городской педагогический университет, Москва, Россия; Российская международная академия туризма, Химки, Россия, ozadorova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-7508-8794

Аннотация. Представленная статья акцентирует внимание на особенностях многоязычного обучения в неязыковом вузе. Исследование базируется на примере обучения студентов туристского вуза двум иностранным языкам. Отмечается необходимость подготовки выпускников, готовых к внешним профессиональным коммуникациям. Этот тезис предполагает разработку вопросов, связанных с организационно-методическими особенностями многоязычного обучения и поиск эффективных методик преодоления лингвистической и экстралингвистической интерференции.

В статье сделан обзор терминов по теме многоязычие, выделены принципы, методы и технологии обучения в условиях многоязычия на основе теоретического анализа литературы, предложено понятие профессионально ориентированных сценариев для обучения коммуникативному поведению в рамках интегративного принципа и сформулированы некоторые из сценариев для целей профессионально ориентированного преподавания иностранных языков в вузе по направлению подготовки «Туризм». Отмечается, что одной из самых острых проблем обучения в условиях многоязычия является проблема преодоления интерференции и возможности фасилитации положительного переноса. Перспективность исследования связана с поиском методов преодоления экстралингвистической интерференции, развивая осознанное отношение к интерпретации коммуникативного поведения через изучение, сопоставление, анализ, систематизацию параметров в моделях культурной вариативности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, межкультурная коммуникация, многоязычие, коммуникативное поведение, профессионально ориентированный сценарий, экстралингвистическая интерференция, параметры культур, модель культурной вариативности

Для цитирования: Милованова Л.А., Задорова О.А. Организационно-методические особенности многоязычного обучения студентов неязыкового вуза // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С. 69‒75.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL FEATURES OF MULTILINGUAL TEACHING OF STUDENTS OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

Lyudmila A. Milovanova1, Olga A. Zadorova2.

1Moscow City University, Moscow, Russia, ludmilamilovanova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1822-1453
2Moscow City University, Moscow, Russia; Russian International Academy of Tourism, Chimki, Russia, ozadorova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-7508-8794

Abstract.The presented article focuses on the features of multilingual education at a non-linguistic university. The study is based on the example of teaching students two foreign languages at a tourist university. It is noted that there is a necessity to prepare students for «external professional communications». This assumption presupposes the development of issues related to the organizational and methodological features of multilingual education and the search for effective methods of overcoming linguistic and extralinguistic interference.

The article provides an overview of the terms on the topic of multilingualism, highlights the principles, methods and technologies of teaching in the context of multilingualism based on a theoretical analysis of the literature, proposes the concept of professionally oriented scenarios for teaching communicative behavior within the integrative principle and formulates some of the scenarios for the purposes of professionally oriented teaching of foreign languages in «Tourism» high education. It is noted, that one of the most acute problems of teaching in the context of multilingualism remains the problem of overcoming interference and the possibility of facilitating positive transference. The prospects of the research are connected with the search for methods of overcoming extralinguistic interference, developing a conscious attitude to the interpretation of communicative behavior through the study, comparison, analysis, systematization of parameters in the models of cultural variability.

Keywords:professional competence, intercultural communication, multilingualism, communicative behavior, professionally oriented scenario, extralinguistic interference, cultural parameters, a model of cultural variability

For citation: Milovanova L.A., Zadorova О.А. Оrganizational and methodological features of multilingual teaching of students of a non-linguistic university // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 69‒75.

Информация об авторах

Л.А. Милованова – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой методики обучения английскому языку и деловой коммуникации Московского городского педагогического университета.

О.А. Задорова – аспирант 2 года обучения Московского городского педагогического университета. Преподаватель кафедры английского языка и зарубежного страноведения Российской международной академии туризма.

Information about the authors

L.A. Milovanova – Doctor of Pedagogy, Professor of the Chair of English Methodology and Business Communication, Moscow City University.

O.A. Zadorova – a  postgraduate student of the second year, Moscow City University; a lecturer of the Chair of Foreign Languages and Foreign Countries Studies, Russian International Academy of Tourism.

Статья поступила в редакцию 19.07.2022; одобрена после рецензирования 02.09.2022; принята к публикации 22.09.2022. 

The article was submitted 19.07.2022; approved after reviewing 02.09.2022; accepted for publication 22.09.2022.