ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕКСТОВ Э.Н. УСПЕНСКОГО ВО ВНЕКЛАССНОМ ЧТЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА ПОВЕСТЕЙ О КОЛОБКАХ)

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 109–115. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 109–115. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.016:821.161.1-93

💾ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕКСТОВ Э.Н. УСПЕНСКОГО ВО ВНЕКЛАССНОМ ЧТЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА ПОВЕСТЕЙ О КОЛОБКАХ)

Сергей Николаевич Роман
Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, berbertolu44i@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9452-6713

Аннотация.  В статье рассматриваются возможности использования в школе для внеклассного чтения цикла повестей Э.Н. Успенского о Колобках, в связи с чем оказывается необходимо рассмотреть их идейно-художественное своеобразие, исследовать связь между героями этих произведений и их фольклорным и мультипликационными прообразами. Актуальность статьи обусловлена сочетанием большого количества работ, содержащих методические разработки по ознакомлению младших школьников с творчеством Успенского, и почти полного отсутствия научных статей, рассматривающих специфику книг этого автора, уместность их использования в работе учителя. В статье подчёркивается значение повестей о Колобках для формирования актуального в наши дни, но отсутствовавшего ещё в 80-ые годы ХХ века, жанра отечественного детского детектива, рассчитанного на чтение младшими школьниками. Особое внимание уделяется дидактической направленности первых повестей о Колобках, в которых раскрывается проблема взаимодействия детей с миром взрослых людей, не способных к адекватному восприятию мира, подменяющих для себя реальность штампами и лозунгами, что делает изучение этих произведений в рамках внеклассного чтения полностью оправданным. В последних повестях цикла сатирические интонации усиливаются, что приводит автора к своеобразному нигилизму, в результате чего повести оказываются мало ориентированными на детское восприятие.

Ключевые слова: внеклассное чтение, младший школьный возраст, детская литература, повесть-сказка, фольклор, детективная литература, идейно-художественное своеобразие

Для цитирования: Роман С.Н. Проблема использования текстов Э.Н. Успенского во внекласс­ном чтении детей младшего школьного возраста (на примере цикла повестей о колобках) // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 109‒115.

THE PROBLEM OF USING TEXTS BY E.N. USPENSKY IN EXTRA-CURRICULAR  READING  FOR CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE (ON THE EXAMPLE OF THE CYCLE OF STORIES ABOUT KOLOBOKS)

Sergey N. Roman
State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, berbertolu44i@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9452-6713

Abstract. The article deals with the possibilities of using the cycle of stories by E.N. Uspensky about Koloboks, in connection with which it turns out to be necessary to consider their ideological and artistic originality, to explore the relationship between the heroes of these works and their folklore and cartoon prototypes. The relevance of the article is due to a combination of a large number of works containing methodological developments to familiarize junior schoolchildren with Uspensky’s work, and the almost complete absence of scientific articles considering the specifics of this author’s books, the appropriateness of their use in the work of a teacher. The article emphasizes the importance of the stories about Koloboks for the formation of the genre of domestic children’s detective story, which is relevant today, but was absent in the 80s of the twentieth century, designed to be read by junior schoolchildren. Particular attention is paid to the didactic orientation of the first stories about Koloboks, which reveal the problem of the interaction of children with the world of adults who are not capable of adequate perception of the world, replacing reality with clichés and slogans, which makes the study of these works within the framework of extracurricular reading fully justified. In the last stories of the cycle, satirical intonations intensify, which leads the author to a kind of nihilism, as a result of which the stories turn out to be little oriented towards children’s perception.

Keywords: extracurricular reading, primary school age, children’s literature, fairy tale story, folklore, detective literature, ideological and artistic originality

For citation: Roman S.N. The problem of using the texts by E.N. Uspensky in extra-curricular reading of primary schholchildren (on the example of a cycle of stories about koloboks) // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P.109‒115.

Информация об авторе

С.Н. Роман – кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и гуманитарных наук Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

S.N. Roman– Ph.D. of Philology, Associate Professor of the Chair of  History and Humanities, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 16.11.2022; одобрена после рецензирования 15.12.2022; принята к публикации 22.12.2022. 

The article was submitted 16.11.2022; approved after reviewing 15.12.2022; accepted for publication 22.12.2022.