СТРЕСС В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОВЛАДАНИЕ С НИМ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 122–129. ISSN 2500-350X (online)  
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 137–143. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 159.9

💾СТРЕСС В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОВЛАДАНИЕ С НИМ

Татьяна Витальевна Ледовская
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, karmennnn@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3134-1436 

Аннотация. Статья посвящена изучению основных предикторов возникновения стрессов в педагогической деятельности, а также способов совладания с ним и определению арсенала индивидуальных ресурсов, которые помогают педагогу адекватно выйти из этого состояния. Определены категории, которые являются факторами возникновения преподавательского стресса (отсутствие поддержки и защиты со стороны образовательной среды, ощущение отсутствия уважения к профессии, низкая заработная плата, большое количество отчетов и документации, недостаток времени, излишняя самостоятельность и дистанцирование учеников). Карьерные притязания и профессиональный рост находят также свое отражение в списке нерешенных вопросов, связанных с профессиональными притязаниями педагогов. Результаты диагностики показывают, что в целом педагоги пользуются всем арсеналом стратегий совладания со стрессом, у них отсутствуют пиковые и минимальные значения стратегий, то есть можно сказать, что система совладающего поведения педагогов совершенна. Структурный анализ показал, что все стратегии совладающего поведения педагогов представляют собой единую структуру, то есть образуют взаимосвязи различных уровней значимости. Ресурсами совладающего поведения педагогов оказываются такие психические явления как жизнестойкость и ее компоненты, эмоциональная устойчивость, тревожность и самооценка.

Ключевые слова: стресс, педагогическая деятельность, учитель, воспитатель, совладающее поведение, копинг-поведение, копинг-стратегии, жизнестойкость

Для цитирования: Ледовская Т.В. Стресс в педагогической деятельности и совладание с ним // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 137‒143.

Благодарности: Работа подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ на НИР «Научное обоснование и выработка методологии обеспечения преемственности ФГОС общего, среднего профессионального и высшего педагогического образования в интересах создания единого образовательного пространства подготовки педагогических кадров» (073-00109-22-02)

STRESS AND COPING IN PEDAGOGICAL ACTIVITY

Tatyana V. Ledovskaya
Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia, karmennnn@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3134-1436

Abstract. The article is devoted to the study of the main predictors of the occurrence of stresses in pedagogical activity, as well as ways of coping with it and determining the arsenal of individual resources that help the teacher to adequately get out of this state. Categories have been identified that are factors in the occurrence of teaching stress (lack of support and protection from the educational environment, a feeling of lack of respect for the profession, low wages, a large number of reports and documentation, lack of time, excessive independence and distance of students). Career claims and professional growth are also reflected in the list of unresolved issues related to professional claims of teachers. The diagnostic results show that, in general, teachers use the entire arsenal of coping strategies with stress, they lack peak and minimum values of strategies, that is, we can say that the system of coping behavior of teachers is perfect. Structural analysis showed that all strategies for the coping behavior of teachers are a single structure, that is, they form relationships between different levels of significance. The resources of the coping behavior of teachers are such mental phenomena as resilience and its components, emotional stability, anxiety and self-esteem.

Keywords: stress, teaching activity, teacher, educator, coping behavior, copying behavior, strategy copying, resilience

For citation: Ledovskaya T.V. Stress and coping in pedagogical activity // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 137‒143.

Acknowledgments: The work was prepared within the framework of the state task of the Ministry of Education of the Russian Federation at the Research Institute «Scientific justification and development of a methodology for ensuring the continuity of the Federal State Educational Institution of General, Secondary Vocational and Higher Pedagogical Education in the interests of creating a single educational space for training teachers» (073-00109-22-02)

Информация об авторе

Т.В. Ледовская – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского

Information about the author

T.V. Ledovskaya – Ph.D. of Psychology, Associate Professor of the Chair of Pedagogical Psychology, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky.

Статья поступила в редакцию 23.10.2022; одобрена после рецензирования 20.11.2022; принята к публикации 22.12.2022. 

The article was submitted 23.10.2022; approved after reviewing 20.11.2022; accepted for publication 22.12.2022.