СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 85–93 ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 85–93. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.017:378

💾СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Ольга Юрьевна Муллер
Сургутский государственный университет, Сургут, Россия, olga_megion@mail.ru, https://orcid.org/000-0002-8938-5386

Аннотация. Значение сущности воспитания гражданственности и патриотизма молодежи возрастает многократно в наше время в связи с тем, что состояние общества и будущего страны определяют их ценностные ориентиры, любовь к Родине и активную гражданскую позицию. Автор статьи акцентирует внимание на важности проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи в современных условиях. Цель статьи – определение сущности и структуры понятия «гражданско-патриотическое воспитание». В данной работе рассматриваются теоретические и практические аспекты гражданско-патриотического воспитания, подчеркивающие важность учета двух граней целостной личности – «патриота» и «гражданина». В целях исследования проблемы гражданско-патриотического воспитания автором были изучены нормативно-правовые акты, теоретические источники, исследования ученых. Рассмотрены цель, сущность, задачи и содержание гражданско-патриотического воспитания. Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, систематизация, обобщение) и эмпирические (анкетирование). Использование теоретических методов указывает на проблему формирования гражданско-патриотических качеств молодого поколения как одной из социально значимых государственных задач; эмпирический метод исследования позволил выявить противоречия и проблемы в данном направлении с целью дальнейшей коррекции воспитательного процесса в вузе. Представлены результаты исследования, целью которого является выявление перечня качеств личности социального характера, направленных на соотношение понятий «патриот» и «гражданин». Результаты исследования позволяют сделать вывод о сущности и структуре гражданско-патриотического воспитания.

Ключевые слова:  гражданско-патриотическое воспитание, гражданственность, патриотизм, воспитание, патриот, гражданин, молодежь

Для цитирования: Муллер О.Ю. Сущность и структура гражданско-патриотического воспитания // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 85-93.

ESSENCE AND STRUCTURE OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION

Olga Yu. Muller
Surgut State University, Surgut, Russia, olga_megion@mail.ru, https://orcid.org/000-0002-8938-5386

Abstract. The importance of the essence of education of citizenship and patriotism of young people is increasing many times at present due to the fact that the state of society and the future of the country is determined by their value orientations, love for the motherland and an active civic position. The author of the article focuses on the importance of the problem of civil and patriotic education of youth in modern conditions. The purpose of the article is to determine the essence and structure of the concept of «civic-patriotic education». This paper considers the theoretical and practical aspects of civic-patriotic education, emphasizing the importance of taking into account the two facets of a holistic personality – «patriot» and «citizen». In order to study the problem of civic-patriotic education, the author studied legal acts, theoretical sources, researches of scientists. The purpose, essence, tasks and content of civil-patriotic education are considered. Research methods: theoretical (analysis, synthesis, systematization, generalization) and empirical (questioning). The use of theoretical methods points to the problem of forming the civil-patriotic qualities of the younger generation as one of the socially significant state tasks; the empirical method of research made it possible to identify contradictions and problems in this direction in order to further correction of the educational process at the university. The results of the study are presented, the purpose of which is to identify a list of personality traits of a social nature, aimed at the relationship between the concepts of «patriot» and «citizen». The results of the research allow us to draw a conclusion about the essence and structure of civic-patriotic education.

Keywords: civic-patriotic education, citizenship, patriotism, education, patriot, citizen, youth

For citation: Muller O.Yu. Essence and structure of civil and patriotic education // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 85–93.

Информация об авторе

О.Ю. Муллер – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования Сургутского государственного университета

Information about the author

O.Yu. Muller – Ph.D of Pedagogy, Associate Professor of  the Chair of Pedagogy of Professional and Further Education , Surgut State University

Статья поступила в редакцию 08.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 22.12.2022. 

The article was submitted 08.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 22.12.2022.