ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВВОДНЫХ СЛОВ И КОНСТРУКЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 24–30. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 24–30. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.016:811.161.1

💾ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВВОДНЫХ СЛОВ И КОНСТРУКЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Александр Викторович Блохин1, Мария Александровна Кочейшвили2
1 Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, avb6767@mail.ru
2 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11», Электросталь, Россия, mkocheishvily@gmail.com

Аннотация. Проблема речевого развития школьников в системе общего языкового и интеллектуального образования на данный момент является актуальной в теории и методике преподавания цикла гуманитарных предметов. В данной статье рассматривается методика внедрения в образовательный процесс уроков русского языка текстоориентированного подхода как одного из эффективных методов обучения. За основу взята тема «Пунктуация при вводных словах и конструкциях», вызывающая затруднение у обучающихся в ходе изучения и отработки. Целью научной статьи является разработка упражнений для формата смешанного обучения, составленных на основе текстоориентированного подхода. Конкретные задачи заключаются в выявлении основных требований при работе с вводными словами и конструкциями; в определении критериев отбора дидактического материала, т.е. текстов для внедрения текстоориентированного подхода; в изучении методов и форм организации работы с текстом. Практическая значимость обусловлена тем, что данные материалы можно использовать при изучении как в школьной, так и в вузовской профильной программе. Согласно нашей гипотезе, материалы позволят обучающимся лучше усвоить тему вводных слов и конструкций при работе с текстом, а также повысить уровень понимания всей структуры современного русского литературного языка.

Ключевые слова: вводные слова и конструкции, пунктуация, предложение, текст, текстоориентированный подход

Для цитирования: Блохин А.В., Кочейшвили М.А. Текстоориентированный подход при изучении вводных слов и конструкций на уроках русского языка // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 24-30.

TEXT-ORIENTED APPROACH TO THE STUDY OF INTRODUCTORY WORDS AND CONSTRUCTIONS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Alexander V. Blokhin1, Maria A. Kocheishvily 2
1 State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuyevo, Russia, avb6767@mail.ru  
2 Municipal Educational Institution «Secondary School No. 11», Elektrostal, Russia, kocheishvily@gmail.com

Abstract. The problem of speech development of schoolchildren in the system of general language and intellectual education is currently relevant in the theory and methodology of teaching a cycle of humanities subjects. This article considers the methodology of introducing text-oriented approach into the educational process of Russian language lessons as one of the effective teaching methods. The topic «Punctuation in introductory words and constructions» is taken as a basis, which causes difficulty for students in the course of studying and practicing. The purpose of the scientific article is to develop exercises for the mixed learning format, compiled on the basis of a text-oriented approach. Specific tasks are to identify the main requirements for working with introductory words and constructions; to determine the criteria for selecting didactic material, i.e. texts for the introduction of a text-oriented approach; to study methods and forms of organizing work with the text. The practical significance is due to the fact that these materials can be used in the study both in school and in the university profile program. According to our hypothesis, the materials will allow students to learn better  the topic of introductory words and constructions when working with the text, as well as to increase the level of understanding of the whole structure of the modern Russian literary language.

Keywords: introductory words and constructions, punctuation, sentence, text, text-oriented approach

For citation: Blokhin A.V., Kocheishvily M.A. Text-oriented approach to the study of introductory words and constructions in russian language lessons // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 24-30.

Информация об авторах

А.В. Блохин – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Государственного гуманитарно-технологического университета.

М.А. Кочейшвили – учитель русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11», город Электросталь.

Information about the authors

A.V. Blokhin – Ph.D. of Philology, Associate Professor of the Chair of the Russian Language and Literature, State University of Humanities and Technology.

M.A. Kocheishvili –  a teacher of  the Russian language and Literature,  Municipal Educational Institution «Secondary school №11»,  Elektrostal.

Статья поступила в редакцию 15.11.2022; одобрена после рецензирования 09.12.2022; принята к публикации 22.12.2022. 

The article was submitted 15.11.2022; approved after reviewing 09.12.2022; accepted for publication 22.12.2022.