ТИПОЛОГИЯ САМОСОЗНАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК СУБЪЕКТА САМОПОЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ В СОПОСТАВЛЕНИИ С ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С.111-117. ISSN 2500-350Х (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 111-117. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК [37.015.3:316.77]:355.58 

💾ТИПОЛОГИЯ САМОСОЗНАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК СУБЪЕКТА САМОПОЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ В СОПОСТАВЛЕНИИ С ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА

Марина Александровна Малькова

Луганский государственный педагогический университет, Луганск, ЛНР, miel78@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5682-4285

Аннотация. В статье представлен анализ проблемы профессионально-личностного саморазвития преподавателя высшей школы. Цель статьи состоит в исследовании типологии самосознания преподавателя высшей школы как субъекта самопознания и профессионально-личностного саморазвития в сопоставлении с типом темперамента. Самопознание рассматривается в контексте естественнонаучной, гуманитарной, гуманистической парадигмы в контексте ценностно-смыслового изучения индивидуального ресурса субъекта педагогической деятельности в динамике самоуправления базовыми компонентами: поведением, мышлением, стремлениями, целями и мотивами, вниманием, памятью, эмоциями, энергиями. Одним из ключевых понятий методического аспекта исследуемой проблемыавтор выделяет самодиагностику, которая рассматривается как процедура изучения личностью самой себя. Выделены функциипроцесса самодиагностики преподавателя высшей школы в соответствии с задачами самопознания и профессионально-личностного саморазвития. В качестве основного ориентира самодиагностических процедур определены системные характеристики типологиисамосознания преподавателя высшей школы, как субъекта самопознания в сопоставлении с типом темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. В исследовании с учетом характеристики классических типов темперамента введены авторские критериальные характеристики психотипа преподавателя высшей школы с позиции самопознания и стремления к саморазвитию профессионально-личностных качеств. Согласно авторской гипотезе, проведенная уровневая дифференциация типов темперамента, безусловно условна, однако она отражает динамику развития самосознания, характеризуя внутреннюю готовность преподавателя высшей школы, как субъекта самопознания, к профессионально-личностному саморазвитию, к качественным преобразованиям в структуре индивидуального ресурса сил, в соответствии с универсальным ритмом познания и совершенствования себя.

Ключевые слова: самосознание, самодиагностика, самопознание, профессионально-личностное саморазвитие, психотип, темперамент, преподаватель высшей школы, холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик

Для цитирования: Малькова М.А. Типология самосознания преподавателя высшей школы как субъекта самопознания и профессионально-личностного саморазвития в сопоставлении с типом темперамента // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С. 111-117.

SELF-CONSCIOUS TYPOLOGYOF HIGHER SCHOOL TEACHERS AS A SUBJECT OF SELF- CONSCIOUS AND PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DEVELOPMENT IN COMPARISON WITH THE TYPE OF TEMPERAMENT

Marina A. Maliekova

Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, LPR, miel78@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5682-4285

Abstract. The article presents an analysis of the problem of professional and personal self-development of a higher school teacher. The purpose of the article is to study the typology of the self-consciousness of a higher school teacher as a subject of self-knowledge and professional and personal self-development in comparison with the type of temperament. Self-knowledge is considered in the context of the natural science, humanitarian, humanistic paradigm in the context of the value-semantic study of the individual resource of the subject of pedagogical activity in the dynamics of self-government by the basic components: behavior, thinking, aspirations, goals and motives, attention, memory, emotions, energies. The author singles out a self-diagnosis, one of the key concepts of the methodological aspect of the problem under study, which is considered as a procedure for studying the personality itself. The functions of the process of self-diagnosis of a higher school teacher in accordance with the tasks of self-knowledge and professional and personal self-development are singled out. As the main guideline of self-diagnostic procedures, the systemic characteristics of the typology of self-consciousness of a higher school teacher as a subject of self-knowledge in comparison with the type of temperament are determined: sanguine, choleric, melancholic, phlegmatic. In the study, taking into account the characteristics of the classical types of temperament, the author’s criterial characteristics of the psychotype of a higher school teacher are introduced from the position of self-knowledge and the desire for self-development of professional and personal qualities. According to the author’s hypothesis, the differential level of temperament types is certainly conditional, but it reflects the dynamics of the development of self-consciousness, characterising the internal readiness of a higher school teacher, as a subject of self-knowledge, for professional and personal self-development, for qualitative transformations in the structure of an individual resource of forces, in accordance with the universal the rhythm of self-knowledge and improvement.

Keywords: self-conscious, self-diagnosis, self-knowledge, professional and personal self-development, psycho-type, temperament, teacher of higher education, choleric, sanguine, melancholic, phlegmatic

For citation: Maliekova М.А. Self-conscious typology of higher school teachers as a subject of self- conscious and professional and personal self-development in comparison with the type of temperament // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 111-117.

Информация об авторе

М.А. Малькова – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Государственного образовательного учреждения высшего образования Луганской Народной Республики «Луганский государственный педагогический университет».

Information about the author

M.A. Maliekova – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Pedagogy, State educational institutution of Lugansk People’s Republic Lugansk State Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 21.06.2022; одобрена после рецензирования 18.07.2022; принята к публикации 22.09.2022. 

The article was submitted 21.06.2022; approved after reviewing 18.07.2022; accepted for publication 22.09.2022