ЭССЕ КАК ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 116–122. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 116–122. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 378.1

💾ЭССЕ КАК ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Галина Николаевна Скударёва1, Ирина Валентиновна Микитюк2
1,2 Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
1skudarevagalina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5254-4948
2mikitjuk-ira@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7927-049X

Аннотация. Статья посвящена проблеме педагогической готовности будущих учителей. Актуальность исследования обусловлена поиском эффективных инструментов, способствующих определению готовности студентов к своей будущей педагогической деятельности. Одним из таких инструментов выступает эссе. Характеризуются различные виды эссе. Акцентуализируется внимание на рефлексивном эссе как современной образовательной технологии, отражающей навыки самостоятельного творческого мышления, умение излагать мысли и делать выводы из прочитанного и изученного материала, увиденного или пережитого события. В содержании представляются научные результаты, демонстрирующие степень педагогической готовности бакалавров. Особое внимание уделено ее структурным компонентам. Подробно представлено содержание и специфика проявления её когнитивного, мотивационного и деятельностного компонентов. Важное место отведено анализу содержания рефлексивных эссе бакалавров на тему «Моя педагогическая траектория». Приведенные отрывки мини-сочинений студентов иллюстрируют проявления когнитивного, мотивационного и деятельностного компонентов их педагогической готовности, демонстрируя способность будущих педагогов анализировать собственные действия, мысли, состояния, качества, представления и значимости о будущей своей педагогической деятельности. Выводы подтверждают эффективность использования рефлексивных образовательных технологий определения педагогической готовности студентов к своей будущей педагогической деятельности.

Ключевые слова: будущий учитель, эссе, педагогическая готовность, компетентность, студент, педагогическая подготовка

Для цитирования: Скударёва Г.Н., Микитюк И.В. Эссе как диагностический инструмент определе­ния педагогической готовности будущего учителя // Вестник Государственного гуманитарно-технологи­ческого университета. 2022. № 4. С. 116‒122.

ESSAY AS A DIAGNOSTIC TOOL FOR DETERMINING THE PEDAGOGICAL READINESS OF A FUTURE TEACHER

Galina Nikolaevna Skudareva1, Irina Valentinovna Mikityuk2
1,2 State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia 1skudarevagalina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5254-4948
2mikitjuk-ira@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7927-049X

Abstract. The article is devoted to the problem of pedagogical readiness of future teachers. The relevance of the research is due to the search for effective tools that help determine the readiness of students for their future teaching activities. One of these tools is an essay. Various types of essays are characterized. The attention is focused on the reflexive essay as a modern educational technology reflecting individual impressions and thoughts on a specific occasion, understanding of one or another side of the author’s personality. The content presents scientific results demonstrating the degree of pedagogical readiness of bachelors. Special attention is paid to its structural components. The content and specifics of the manifestation of its cognitive, motivational and activity components are presented in detail. An important place is given to the analysis of the content of reflexive essays of bachelors on the topic «My pedagogical trajectory». The given excerpts of students’ mini-essays illustrate the manifestations of cognitive, motivational and activity components of their pedagogical readiness, demonstrating the ability of future teachers to analyze their own actions, thoughts, states, qualities, ideas and significance about their future pedagogical activity. The conclusions confirm the effectiveness of the use of reflexive educational technologies to determine the pedagogical readiness of students for their future pedagogical activity.

Keywords: future teacher, essay, pedagogical readiness, competence, student, pedagogical training

For citation: Skudareva G.N., Mikityuk I.V. Essay as a diagnostic tool for determining the pedagogical readiness of a future teacher // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 116‒122.

Информация об авторе

Г.Н. Скударёва – и.о. ректора Государственного гуманитарно-технологического университета, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики.

И.В. Микитюк – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

G.N. Skudareva – Acting Rector of State University of Humanities and Technology, Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Chair of Pedagogy.

I.V. Mikityuk — Ph. D.  of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Pedagogy, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 27.11.2022; одобрена после рецензирования 15.12.2022; принята к публикации 22.12.2022. 

The article was submitted 27.11.2022; approved after reviewing 15.12.2022; accepted for publication 22.12.2022.