ЯВЛЕНИЕ СИНЕСТЕЗИИ В ПОЭМЕ АНДРЕЯ БЕЛОГО «ГЛОССОЛАЛИЯ»

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 1. С. 187–193. ISSN 2500-350X (online)

Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 1. P. 187–193. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья УДК 821.161.1.09

💾 ЯВЛЕНИЕ СИНЕСТЕЗИИ В ПОЭМЕ АНДРЕЯ БЕЛОГО «ГЛОССОЛАЛИЯ»
Полина Борисовна Скойбеда
Московский государственный областной университет, Москва, Россия, skoibeda@mail.ru

Аннотация. В статье предпринята попытка проследить синестетические связи в поэме Андрея Белого «Глоссолалия», выявить устойчивые соответствия и привести их в систему. Проанализированы семантические ассоциативные ряды, осмыслена теургическая роль звуков – единственных носителей первоначального смысла в творимом А. Белым космогоническом мифе. Выявлена высокая степень воздействия на мировоззрение писателя антропософского учения Рудольфа Штейнера, которое нашло отражение в поэме, в частности, в области включения эвритмии в систему синестетических связей. Отмечен интерес А. Белого к цвету на протяжении всего творческого пути, что говорит о не меньшей важности для писателя данной категории, чем звук. Определена роль синестезии, в частности «цветного слуха», для творческой позиции автора. 
    Сделан вывод, что цвето-звуковые совпадения не являются единственными проявлениями синестетических связей в поэме: они почти не ограничены, ассоциативные ряды отличаются разветвленностью, сугубой субъективностью и могли бы быть продолжены автором в рамках творимого им мифа. Выступая как художник-импровизатор, несмотря на субъективность, Белый тем не менее разрабатывает собственную логическую систему, элементы которой можно найти и в других его произведениях. Само название «Глоссолалия» – элемент созданного автором мифа о едином для обновленного человечества языке.
        
Ключевые слова: синестезия, Андрей Белый, «Глоссолалия», звук, космогония, миф

Для цитирования: Скойбеда П.Б. Явление синестезии в поэме Андрея Белого «Глоссолалия» // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 1. С. 187–193.

SUMMARY

THE PHENOMENON OF SYNESTHESIA IN ANDREY BELY'S POEM "GLOSSOLALIA"    
    
Polina B. Skoibeda
Moscow State Regional University, Moscow, Russia, skoibeda@mail.ru
    
Abstract. The article attempts to trace the synesthetic connections in Andrey Bely's poem "Glossolalia", to identify stable correspondences and bring them into a system. The semantic associative rows are analyzed, the theurgical role of sounds is comprehended – the only carriers of the original meaning in the cosmogonic myth created by A. Bely. A high degree of impact on the worldview of the writer of the anthroposophical teaching of Rudolf Steiner, which is reflected in the poem, in particular, in the field of including eurythmy in the system of synesthetic connections, is revealed. A. Bely's interest in color throughout his entire career which indicates no less importance for the writer of this category than sound was noted. The role of synesthesia, in particular "color hearing", for the author's creative position is determined. It is concluded that color-sound coincidences are not the only manifestations of synesthetic connections in the poem: they are almost unlimited, associative series are branched, purely subjective and could be continued by the author within the framework of the myth he creates. Acting as an improvisational artist, despite his subjectivity, Bely nevertheless develops his own logical system, elements of which can be found in his other works. The very name "Glossolalia" is an element of the myth created by the author about a single language for the renewed humanity.
    
Key words: synesthesia, Andrey Bely, Glossolalia, sound, cosmogony, myth.

For citation: Skoibeda P.B.  The phenomenon of synesthesia in Andrey Bely's poem "Glossolalia" // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 1. P. 187–193.

Информация об авторе

П.Б. Скойбеда — аспирант кафедры русской литературы XX века Московского государственного областного университета.

Information about the author

P.B. Skoybeda — a postgraduate student of the Chair of Russian Literature of the XX century, Moscow Region State University.

Статья поступила в редакцию 22.02.2022; одобрена после рецензирования 07.03.2022; принята к публикации 15.03.2022.

The article was submitted 22.02.2022; approved after reviewing 07.03.2022; accepted for publication 15.03.2022.