ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ШКОЛЬНИКОВ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 78–84. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 78–84. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.016:811

💾ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ШКОЛЬНИКОВ

Ирина Евгеньевна Красилова
Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
irinakrasilova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8187-7880

Аннотация. Статья посвящена определению значения языковой картины мира для достижения целей обучения иностранному языку в общеобразовательных организациях. Оно должно быть направлено на формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языков как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, должно способствовать их общему речевому развитию, а также воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора. Носители каждого языка имеют свое, особенное видение окружающего мира, что и составляет основу языковой картины мира. Согласно гипотезе лингвистической относительности, язык оказывает влияние на мировоззрение и мышление его носителей. Языковая картина мира не является чем-то неизменным. Она изменяется под влиянием внутренних и внешних факторов. Для школьников, изучаюших иностранный язык, важно понимание особенностей языковой картины мира, созданной носителями этого языка, чтобы лучше понимать сам язык, а также участников межкультурной коммуникации. В статье на примерах показано, как отличаются русскоязычная и англоязычная картины мира. Сравнительный анализ лексического состава русского и английского языков, а также грамматических явлений должен помочь учащимся формировать основу вторичной языковой личности, что возможно только с опорой на первичную языковую личность носителя родного языка.

Ключевые слова: языковая картина мира, концептуальная картина мира, языковая личность, вторичная языковая личность, культура

Для цитирования: Красилова И.Е. Языковая картина мира и ее значение в обучении иностранно­му языку школьников // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 78-84.

LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD AND ITS IMPORTANCE IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO SCHOOLCHILDREN

Irina Y. Krasilova
State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia
irinakrasilova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8187-7880

Abstract. The article is concerned with the importance of the language picture of the world for achievement of the goals of teaching a foreign language in educational organizations. It should be aimed at the formation of a communicative culture of school students, awareness of the role of languages as an instrument of interpersonal and intercultural interaction. It also should contribute to their common speech development, as well as the education of civic identity, and expand their horizons. Speakers of each language have their own, special vision of the world around them, which is the basis of the language picture of the world. According to the hypothesis of linguistic relativity, language influences the worldview and thinking of its speakers. The language picture of the world is not something unchanged. It changes under the influence of internal and external factors. For schoolchildren studying a foreign language, it is important to understand the peculiarities of the language picture of the world created by native speakers of this language in order to understand the language better, and to understand participants of intercultural communication. The article shows with some examples how the Russian and English language pictures of the world differ. A comparative analysis of the lexical composition of Russian and English, as well as grammatical phenomena, should help students form the basis of a secondary language personality, which is possible only when based on the primary language personality of a native speaker.

Key words: language picture of the world, conceptual picture of the world, language personality, secondary language personality, culture.

For citation: Krasilova I.Y. Language picture of the world and its importance in teaching a foreign language to schoolchildren // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 78–84.

Информация об авторе

И.Е. Красилова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

I.Y. Krasilova – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of the English language, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 27.11.2022; одобрена после рецензирования 15.12.2022; принята к публикации 22.12.2022. 

The article was submitted 27.11.2022; approved after reviewing 15.12.2022; accepted for publication 22.12.2022.