СТАТЬЯ С. Н. БУЛГАКОВА «ВЕНЕЦ ТЕРНОВЫЙ» КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. № 4. С. 158–163. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2021. no 4. P. 158–163. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 821.161.1.09

💾 СТАТЬЯ С. Н. БУЛГАКОВА «ВЕНЕЦ ТЕРНОВЫЙ» КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
Игорь Сергеевич Урюпин
1Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, isuryupin78@mail.ru, is.uryupin@mpgu.su, https://orcid.org/0000-0001-9080-9505

Аннотация. Статья посвящена анализу философско-публицистического наследия С. Н. Булгакова, которое рассматривается в историко-литературном и социокультурном контексте эпохи рубежа ХIХ–ХХ веков. Выступление С.Н. Булгакова на памятном вечере в ознаменование двадцатипятилетия со дня смерти Ф.М. Достоевского было опубликовано в журнале «Свобода и культура» в 1906 году под названием «Венец терновый». Само заглавие булгаковского эссе, имеющего чрезвычайно сложную жанрово-тематическую природу, обладающую поливалентностью и полигенетичностью, содержит аллюзию к образу Сына Человеческого, принявшего мучения и крестную смерть за грехи мира, с которым в творческом сознании С.Н. Булгакова соотносится фигура Ф.М. Достоевского. Образ величайшего страдальца, каким представлялся философу автор «Униженных и оскорбленных», «Преступления и наказания», осмысляется в тесной связи духовными исканиями русской интеллигенции, жаждавшей обрести нравственный Абсолют и поверить в «живого Бога». Художественно-публицистический опус С.Н. Булгакова, содержащий ряд интереснейших наблюдений над проблематикой и поэтикой произведений Ф.М. Достоевского, оказывается больше, чем критическая статья, и представляет собой по сути литературный портрет писателя, в котором философ передает собственное видение личности и судьбы русского классика, рисует его образ, приобретающий ярко выраженные иконические черты.
    
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, С. Н. Булгаков, литературный портрет, Иисус Христос, идея «живого Бога», иконический образ, «Венец терновый»

Для цитирования: Урюпин И.С. Статья С. Н. Булгакова «Венец терновый» как литературный портрет Ф. М. Достоевского  // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. № 4. С. 158–163.

SUMMARY

ARTICLE BY S. N. BULGAKOV "A CROWN OF THORNS" AS A LITERARY PORTRAIT OF F. M. DOSTOEVSKY    
    
Igor S.Uryupin
Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia, isuryupin78@mail.ru, is.uryupin@mpgu.su , https://orcid.org/0000-0001-9080-9505
    
Abstract. The article is devoted to the analysis of the philosophical and journalistic heritage of S. N. Bulgakov, which is considered in the historical, literary and sociocultural context of the era of the turn of the XIX‒XX centuries. S.N. Bulgakov's speech at a memorial evening to commemorate the twenty-fifth anniversary of the death of F.M. Dostoevsky was published in the journal Freedom and Culture in 1906 under the title “A Crown of Thorns”. The very title of Bulgakov’s essay, which has an extremely complex genre-thematic nature, possessing polyvalence and polygenetics, contains an allusion to the image of the Son of Man, who took torment and death on the cross for the sins of the world, with which the figure of F.M. Dostoevsky is correlated in the creative mind of S. N. Bulgakov. The image of the greatest sufferer, as presented to the philosopher by the author of "Humiliated and Offended", "Crimes and Punishments", is understood in close connection with the spiritual searches of the Russian intelligentsia, who longed to find a moral Absolute and believe in a "living God." The artistic-journalistic opus by S.N. Bulgakov, containing a number of interesting observations on the problems and poetics of the works by F.M. Dostoevsky, turns out to be more than a critical article, and is essentially a literary portrait of the writer, in which the philosopher conveys his own vision of the personality and fate of the Russian classic, draws his image, gaining pronounced iconic features.
    
Key words: F.M. Dostoevsky, S.N. Bulgakov, literary portrait, Jesus Christ, the idea of a "living God", iconic image, "A Crown of Thorns"

For citation: Uryupin I.S. Article by S.N. Bulgakov "A crown of thorns"as a literary portrait of F.M. Dostoevsky // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2021. no 4. P. 158–163.

Информация об авторе

И.С. Урюпин – доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ХХ-ХХI веков, заместитель директора Института филологии Московского педагогического государственного университета.

Information about the author

I.S. Uryupin – Doctor of Philology, Professor of the Chair of Russian Literature of XX‒XXI centuries, Deputy Director of Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University.

Статья поступила в редакцию 24.11.2021; одобрена после рецензирования 08.12.2021; принята к публикации 10.12.2021.
The article was submitted 24.11.2021; approved after reviewing 08.12.2021; accepted for publication 10.12.2021.