STREAM-ПОДХОД КАК НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ XXI ВЕКА

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С.35-42 ISSN 2500-350Х (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 35‒42. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.091.3

💾STREAM-ПОДХОД КАК НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ XXI ВЕКА

Елена Алексеевна Карпова1, Татьяна Ивановна Дрынкина2

1Национальный исследовательский университет ИТМО, Санкт-Петербург, Россия, dr.karpova@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-6271-9892
2Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург, Россия, drynkina@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-1725-7713

Аннотация. Статья посвящена новым образовательным инновационным технологиям, которые меняют и позитивно преобразовывают традиционно-классическую систему образования. Цифровизация общества, многозадачность, постоянные ускорения в плане принятия решения и другие изменения вносят свои коррективы в процесс смены образовательной парадигмы. Обсуждаются приоритетные компетенции XXI века, которые требуют не только более активного использования лучших методов организации образовательного процесса, но и освоения принципиально новых подходов в образовании. В качестве новой парадигмы образования анализируется STREAM-подход, при котором интегрируются знания из различных смежных дисциплин, предшествующий опыт и включаются творческие аспекты. Рассматриваются основные компоненты STREAM-подхода: естественные науки, технологии, речевые навыки, проектирование, искусство, математика. Отмечается, что STREAM предполагает проектную работу, отличающуюся многовекторностью, которая направлена на создание команд. Проектная работа на основе STREAM позволяет получить первый практический опыт взаимодействия друг с другом, приближенный к реальным условиям будущей работы. Представлены экспериментальные доказательства эффективности данного подхода. Подчеркивается роль художественного творчества в развитии когнитивных навыков обучающихся. Составлен рекомендуемый алгоритм действий при STREAM-подходе в проектной деятельности: формулирование проблемы, детализация проблемы, активность, практическая реализация, презентация, обсуждение результатов. Приводятся примеры использования STREAM-подхода на практике.

Ключевые слова: образовательная парадигма, педагогические практики, STEM-подход, STREAM-подход, инновационность, компетенции

Для цитирования: Карпова Е.А., Дрынкина Т.И. STREAM-подход как новая образовательная парадигма развития ключевых компетенций ХХI века // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С. 35‒42.

STREAM TECHNOLOGY AS A NEW EDUCATIONAL PARADIGM FOR THE DEVELOPMENT OF KEY COMPETENCES OF THE XXI CENTURY

Elena A. Karpova1Tatiana I. Drynkina2

1ITMO University, Saint-Petersburg, Russia, dr.karpova@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-6271-9892
2A.Ya. Vaganova Russian Ballet Academy, Saint-Petersburg, Russia, drynkina@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-1725-7713

Abstract. The article is devoted to new educational innovative technologies that change and positively transform the traditional classical education system. It is noted that the digitalization of society, multitasking, constant acceleration in terms of decision-making and other changes make their own adjustments to the process of changing the educational paradigm. The priority competencies of the 21st century are discussed, which require more active using the best methods of organizing the educational process and the development of fundamentally new approaches in education. The STREAM technology is analyzed as a new paradigm. The STREAM technology integrates knowledge from various related disciplines, prior experience and includes creative aspects. The main components of the STREAM technology are considered: natural sciences, technology, speech skills, design, art, mathematics. It is noted that STREAM involves project work, characterized by multi-vector nature, which is aimed at creating teams. Project work based on STREAM allows you to get the first practical experience of interacting with each other, similar to the real conditions of future work. Experimental evidence of the effectiveness of this approach is presented. The role of artistic creativity in the development of students’ cognitive skills is emphasized. A recommended algorithm of actions for the STREAM model in project activities has been compiled: problem formulation, problem detailing, activity, practical implementation, presentation, discussion of results. Examples of using the STREAM approach in practice are given.

Keywords: educational paradigm, pedagogical practices, STEM technology, STREAM technology, innovation, competencies

For citation: Karpova E.A., Drynkina T. I. Stream technology as a new educational paradigm for the development of key competences of the xxi century // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 3. P. 35‒42.

Информация об авторах

Е. А. Карпова – кандидат психологических наук, доцент Института международного развития и партнерства Национального исследовательского университета ИТМО.

Т. И. Дрынкина – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей педагогики Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

Information about the authors

E. A. Karpova – Ph.D. of Psychology, Associate Professor of the  Institute for International Development and Partnership, ITMO University.

T. I. Drynkina – Ph.D. of Psychology, Associate Professor of the Chair of General Pedagogy, A.Ya.Vaganova Russian Ballet Academy.

Статья поступила в редакцию 07.07.2022; одобрена после рецензирования 02.08.2022; принята к публикации 22.09.2022. 

The article was submitted 07.07.2022; approved after reviewing 02.08.2022; accepted for publication 22.09.2022.