АНАЛИЗ УСЛОВИЯ ЗАДАЧ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 2. С. 34‒40. ISSN 2500-350Х (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 2. P. 34‒40. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.016:51

💾АНАЛИЗ УСЛОВИЯ ЗАДАЧ — ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Галина Ивановна Ковалева1,2, Юлия Олеговна Слета3
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград, Россия, kovaleva-gi@mail.ru
2Волгоградская академия последипломного образования, Волгоград, Россия.
3Волгоградский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Волгоград, Россия, grishina5@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1218-1561

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования математической грамотности и в частности формированию умения анализировать условие математических задач. В настоящее время существует противоречие между необходимостью формирования функциональной грамотности и очевидными проблемами восприятия текстовой информации современными школьниками: учащимся все труднее дается восприятие длинных текстов, у них не получается более детально понять суть прочитанного, проанализировать текст, сделать выводы. При этом именно эти умения являются первоочередными для соответствия требованиям, предъявляемых системой образования: различные виды контроля (Pisa, ЕГЭ, ОГЭ, ВПР), смещение акцентов в сторону жизненных, практико-ориентированных задач. Исследования показывают низкие результаты овладения школьниками таких умений, как: решение задачи, представленной нетипичным заданием; восприятие информации представленной в различных вариантах; исключение лишней информации при решении задачи с избыточными данными; использование дополнительной информации, в том числе личного опыта, имеющихся знаний; корректировку исходных данных исходя из условия задачи; моделирование процесса и ситуации; логическое мышление; представление собственных суждений, обоснованного решения в словесном и текстовом изложении; анализ условия и учет всех ключей для решения задачи. В связи с этим сделан акцент на анализ условия задачи, как первоочередного этапа при формировании математической грамотности. В статье приведены примеры заданий и задач, которые способствуют формированию умения анализировать условие математических задач.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, анализ условия задач, система задач

Для цитирования: Ковалева Г.И., Слета Ю.О. Анализ условия задач — основа формирования математической грамотности // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 2. С. 34‒40.

THE ANALYSIS OF THE PROBLEM CONDITIONS IS THE BASIS FOR THE FORMATION OF MATHEMATICAL LITERACY

Galina I. Kovaleva1,2, Yulia O. Sleta3
1Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia, kovaleva-gi@mail.ru
2Volgograd Academy of Postgraduate Education, Volgograd, Russia
3Volgograd Branch of  Plekhanov Russian University of Economics, Volgograd, Russia, grishina5@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1218-1561

Abstract. The article is devoted to the actual problem of the formation of mathematical literacy and, in particular, the formation of the ability to analyze the condition of mathematical problems. Currently, there is a contradiction between the need to form functional literacy and the obvious problems of perception of textual information by modern schoolchildren: it is increasingly difficult for pupils to perceive long texts, they cannot understand the essence of what they read in more detail, analyze the text, draw conclusions. At the same time, it is these skills that are of primary importance for meeting the requirements of the education system: various types of control (Pisa, USE, OGE, VPR), a shift in emphasis towards life, practice-oriented tasks. Studies show low results of pupils mastering such skills as: solving a problem presented by an atypical task; perception of information presented in various variants; exclusion of unnecessary information when solving a problem with redundant data; use of additional information, including personal experience, existing knowledge; correction of the initial data based on the condition of the problem; modeling of the process and situation; logical thinking; presentation of one’s own judgments, a reasoned decision in verbal and textual presentation; analysis of the condition and accounting for all the keys to solve the problem. In this regard, emphasis is placed on the analysis of the problem condition as a priority stage in the formation of mathematical literacy. The article provides examples of tasks and tasks that contribute to the formation of the ability to analyze the condition of mathematical problems.

Keywords: functional literacy, mathematical literacy, problem condition analysis, problem system

For citation: Kovaleva G.I., SletaY.O. The analysis of the problem conditions is the basis for the formation of mathematical literacy // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 2. P. 34‒40.

Информация об авторах

Г.И. Ковалева ‒ доктор педагогических наук, профессор кафедры Методики преподавания математики и физики, ИКТ Волгоградского государственного социально-педагогического университета; директор центра математического образования Волгоградской академии последипломного образования.

Ю.О. Слета ‒ соискатель, старший преподаватель кафедры экономики и финансов Волгоградского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Information about the authors

G.I. Kovaleva – Doctor of Pedagogy, Professor. 1) Professor of the Chair of Methods of Teaching Mathematics and Physics, ICT of  Volgograd State Socio-Pedagogical University; Director of the Center for Mathematical Education of  Volgograd Academy of Postgraduate Education.

Y.O. Sleta – an applicant, senior lecturer of the Chair of Economics and Finance of Volgograd Branch of Plekhanov Russian University of Economics.

Статья поступила в редакцию 10.04.2022; одобрена после рецензирования 15.05.2022; принята к публикации 24.06.2022.  The article was submitted 10.04.2022; approved after reviewing 15.05.2022; accepted for publication 24.06.2022.