ДЕТИ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЭПОХИ В ЛИТЕРАТУРЕ 1920-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.Н. ДОРОХОВА, Я.Я. СТРАУЯНА)

Л.И. Щелокова
💾 ДЕТИ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЭПОХИ В ЛИТЕРАТУРЕ 1920-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.Н. ДОРОХОВА, Я.Я. СТРАУЯНА)
Московский городской педагогический университет

Аннотация. В статье рассматриваются произведения репрессированных писателей Павла Николаевича Дорохова и Яна Яковлевича Страуяна. На примере жанра рассказа, адресованного млад­шему возрасту, анализируется тип социально активного героя. Исследуемая проблема «дети револю­ционных лет в литературе 1920-х гг.» впервые поставлена на материале творчества указанных авторов, которые многие десятилетия не оказывались в поле зрения исследования. Анализируемые произведе­ния свидетельствуют о насыщенном семантическом поле литературного процесса первого десятилетия советской власти. В те годы шел интенсивный эксперимент не только социальный, но и художествен­ный. Буквальное включение актуальных политических и социальных тем в литературу порождало но­вое направление в искусстве. В 1920-х гг. разграничивали литературу на «детскую» и «пионерскую». Последней отводилась руководящая роль. Одним из зачинателей пионерской литературы считался Андрей Дмитриевич Каррик-Иркутов. Его произведения адресованы детям среднего возраста, он писал пьесы для школьного театра. Наблюдения за творчеством писателей демонстрируют мысль о том, что каждый из них творил неповторимый слепок реальности, сопоставляя которые можно приблизиться к максимально полному и объективному показу действительности эпохи.  

Ключевые слова: П.Н. Дорохов; Я.Я. Страуян; А.Д. Каррик-Иркутов; литература 1920-х гг.; полити­ческая книга для детей.

SUMMARY

CHILDREN OF THE REVOLUTIONARY ERA IN THE LITERATURE OF THE 1920S (ON THE MATERIAL OF THE WORKS BY P.N. DOROKHOV, YA. YA. STRAUYAN)

L.I. Shchelokova
Moscow City Pedagogical University

Abstract. The article considers the works of the repressed writers Pavel Nikolaevich Dorokhov and Yan Yakovlevich Strauyan. The type of a socially active hero is analyzed using the example of the genre of a story addressed to a younger age. For the first time the investigated problem "children of the revolutionary years in the literature of the 1920s" was put on the material of the work of these authors, who for many decades did not appear in the field of view of the study. The analyzed works testify to the rich semantic field of the literary process of the first decade of the Soviet power. In those years, there was an intense experiment, not only social, but also artistic. The literal inclusion of topical political and social themes in literature gave rise to a new direction in art. In the 1920s literature was differentiated into "children's" and "pioneer". The latter was assigned the leading role. Andrey Dmitrievich Karrik-Irkutov was considered one of the founders of pioneer literature. His works are addressed to middle-aged children; he wrote plays for a school theater. Observations of the writers' work demonstrate the idea that each of them created a unique cast of reality, comparing which one can get closer to the most complete and objective display of the reality of the era. 

Key words: P.N. Dorokhov; Ya. Ya. Strauyan; A.D. Karrik-Irkutov literature of the 1920 s; a political book for children.