ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА: АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ

Л.В. Юркина, А.О. Тамбовцева
💾 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА: АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ
Московский государственный лингвистический университет

Аннотация. В статье рассматривается понятие исследовательской культуры студентов вузов. Актуальность исследования обуславливается необходимостью уточнения понятия культуры исследо­вателя в связи с нарастающим интересом к сфере исследований по теме научно-исследовательской деятельности и к науке в целом. Авторами рассматриваются основные нормативные документы – фе­деральные законы, указы президента, а также федеральные государственные образовательные и про­фессиональные стандарты – регламентирующие реализацию образовательной и научно-исследова­тельской деятельности. Проводится и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме понятия «исследовательская культура» в работах отечественных авторов. Научная новизна исследования состоит в сформулированном и конкретизированном собственном обозначении изуча­емого понятия. Особое внимание уделяется исследовательской культуре студентов лингвистическо­го вуза. Также авторами выделяются компоненты структуры культуры исследователя и уровни науч­но-исследовательской деятельности студентов лингвистического вуза. По результатам исследования определен вектор дальнейшей работы: анализ понятия «исследовательская культура» в иностранных документах и работах зарубежных авторов, а также создание программы и реализация специализиро­ванного курса для студентов по основам написания научно-исследовательских работ, при воплощении которого необходимо учитывать специфику лингвистического вуза.  

Ключевые слова: педагогика; исследовательская культура; формирование культуры исследовате­ля; научно-исследовательская деятельность; студент лингвистического вуза.

SUMMARY

STUDENT RESEARCH CULTURE: CONCEPT ANALYSIS

L.V. Yurkina, A.O. Tambovtseva
Moscow State Linguistic University

Abstract. The present article looks into the concept of university student research culture. The relevance of the research is determined by the need to clarify the concept “researcher culture”, due to the growing interest in the topic of research activities and the importance of science in general. The paper analyzes the main normative documents regulating the implementation of educational and research activities. The theoretical analysis of the psychological and pedagogical literature on the problem of the concept “research culture” is also carried out. The results obtained in the research suggest more detailed formulation of the concept under study as the scientific novelty of the research. Special attention is paid to the research culture of the linguistic university students. The components of the research culture structure and the research activity levels are distinguished for a linguistic university student. The vector of further work: the analysis of the concept “research culture” in foreign documents and works of foreign authors, as well as the creation of a specialized student course. 

Key words: pedagogy; research culture; formation of the research culture; research activity; linguistic university student.