ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫХ КРИТЕРИЕВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Ю.С. Песоцкий, Н.В. Баранова
💾 ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫХ КРИТЕРИЕВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

Аннотация. В статье представлены результаты анализа критериальной базы профессионально- общественной аккредитации. Особое внимание уделяется констатации того, что системообразующий компонент модели профессионально-общественной аккредитации – критерии и показатели, пока не нашли своего должного научного обоснования. Поднимаются вопросы о стратегическом характере раз­вития профессионально-общественной аккредитации, актуализации критериев и показатели данной процедуры. Авторы, имеющие многолетний опыт в реализации профессионально-общественной аккре­дитации с участием объединений работодателей, описывают свое отношение к упрощению процедур аккредитации. В рамках данной разработки авторы возвращаются к описанной ими ранее схеме вос­производства деятельности и трансляции культуры, в которой работодатели, участвую в процедурах аккредитации, отвечают за процесс восхождения от практики в зону науки. Авторами рассматривается возможность добавления к уже используемым критериям профессионально-общественной аккредита­ции дополнительных групп критериев: социальных, деятельностных и знаниевых, описывая в пределах данной статьи только группу социальных критериев. Сделан вывод об актуальности предложенных критериев в условиях подготовки выпускников образовательных организаций к участию в профессио­нальной деятельности в период цифровой трансформации экономики и общества.  

Ключевые слова: профессионально-общественная аккредитация; критерии; образовательная про­грамма; участие работодателей; надпрофессиональные компетенции. 

SUMMARY

CREATING A GROUP OF SOCIAL CRITERIA FOR PROFESSIONAL AND PUBLIC ACCREDITATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS

Yu. S. Pesotsky, N. V. Baranova
Moscow State Technical University by N.E.Bauman (National Research University)

Abstract. The article presents the results of the analysis of the criteria base for professional public accreditation. Particular attention is paid to the fact that criteria and indicators are a backbone component of the model of professional and public accreditation, but do not have a proper scientific basis. The issues of the strategic nature of the development of professional and public accreditation, updating the criteria and indicators of this procedure are discussed. The authors, having many years of experience in the implementation of professional and public accreditation with the participation of employers' associations, describe their attitude to the simplification of accreditation procedures. The authors return to the previously described scheme of reproducing activities and culture, in which employers participate in accreditation procedures and are responsible for the process of moving from practice to the area of science. The authors propose to supplement the already used criteria of public accreditation with additional criteria of social, activity and professional knowledge. The article describes only a group of social criteria. The conclusion is made about the relevance of the proposed criteria in the conditions of training educational organizations to participate in professional activities in the digital period of transformation of the economy and society.  

Key words: professional and public accreditation; criteria; educational program; employer participation; super professional competencies.