МЕСТОИМЕНИЯ И СМЫСЛЫ ТЕКСТА: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ И.С. ТУРГЕНЕВА «СОБАКА» НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 2. С. 121–128. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 2. P. 121–128. ISSN 2500-350X (online)   

Научная статья
УДК 37.016:811.161.1

💾МЕСТОИМЕНИЯ И СМЫСЛЫ ТЕКСТА: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ И.С. ТУРГЕНЕВА «СОБАКА» НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Ирина Евгеньевна Калачева1,2
1 Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, irishka665@mail.ru
2 Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия

Аннотация. В статье отражены особенности лингвокультурологического подхода в школьном обучении русскому языку, а также актуальность данного подхода с точки зрения достижения планируемых результатов обучения в контексте обновленных ФГОС. Представлен пример реализации лингвокультурологического анализа текста на уроке русского языка в 6 классе, основанный на конструировании урока с учетом основных этапов, выделенных О.Н. Левушкиной, труды которой являются методическим обоснованием использованного в статье метода. Разработанный урок является итоговым обобщением по теме «Местоимение», учитывает взаимосвязь лингвистического и культурного компонентов анализа и способствует формированию как предметных и метапредметных планируемых результатов обучения, так и личностных, в частности в области экологического и духовно-нравственного воспитания обучающихся. Приведен пример лингвокультурологического анализа художественного текста, стихотворения в прозе И.С. Тургенева, в ходе которого обучающиеся систематизируют и обобщают знания по изученной теме, развивают культуру работы со словарными статьями, учатся работать с культурными смыслами слова в художественном тексте. Отмечена эффективность использования предложенного метода с точки зрения достижения планируемых результатов обучения и формирования системы нравственных ценностей обучающихся.

Ключевые слова: методика преподавания русского языка, урок русского языка, лингвокультурологический подход, лингвокультурологический анализ текста, изучение местоимений, анализ художественного текста на уроках русского языка

Для цитирования: Калачева И.Е. Местоимения и смыслы текста: лингвокультурологический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Собака» на уроке русского языка в 6 классе // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 2. С. 121–128. 

PRONOUNS AND MEANINGS OF THE TEXT: LINGUOCULTUROLOGICAL ANALYSIS OF THE POEM IN PROSE BY I.S. TURGENEV «DOG» IN THE RUSSIAN LANGUAGE LESSON IN THE 6TH GRADE

Irina E. Kalacheva1,2
1 State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, irishka665@mail.ru
2 Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia

Abstract. The article reflects the specifics of the linguoculturological approach in school teaching of the Russian language, as well as the relevance of this approach in terms of achieving the planned learning outcomes in the context of the updated Federal State Educational Standards. An example of the implementation of linguocultural analysis of the text in the Russian language lesson in the 6th grade is presented, based on the construction of the lesson considering the main stages of the lesson highlighted by O.N. Levushkina, whose works are the methodological justification of the method used in the article. The developed lesson is the final generalization on the topic «Pronoun», considers the relationship of linguistic and cultural components of the analysis and contributes to the formation of both subject and meta-subject planned learning outcomes and personal, in particular in the field of environmental and spiritual and moral education of learners. An example of a linguoculturological analysis of a literary text, a poem in prose by I.S. Turgenev is given, during which the learners systematize and generalize knowledge on the studied topic, develop a culture of working with dictionary articles, learn to work with cultural meanings of a word in a literary text. The effectiveness of using the proposed method in terms of achieving the planned learning outcomes and the formation of a system of moral values of learners is noted.

Keywords: Russian teaching methodology, the Russian language lesson, linguoculturological approach, linguoculturological analysis of the text, the study of pronouns, analysis of the literary text in the lessons of the Russian language

For citation: Kalacheva I.E. Pronouns and meanings of the text: linguoculturological analysis of the poem in prose by I.S. TURGENEV «Dog» in the russian language lesson in the 6th grade // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 2. P. 121‒128.

Информация об авторе

И.Е. Калачева – старший преподаватель кафедры русского языка и литературы Государственного гуманитарно-технологического университета; аспирант кафедры методики преподавания русского языка института филологии Московского педагогического государственного университета.

Information about the author

I.E. Kalacheva – a teacher of the Chair of the Russian Language and Literature, State University of Humanities and Technology; a postgraduate student of the Chair of Methods of Teaching the Russian Language at the Institute of Philology, o Moscow Pedagogical State University.

Статья поступила в редакцию 25.04.2022; одобрена после рецензирования 19.05.2022; принята к публикации 24.06.2022.  The article was submitted 25.04.2022; approved after reviewing 19.05.2022; accepted for publication 24.06.2022.