О СООТНОШЕНИИ ОБЩИХ, ЧАСТНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 2. С. 94–100. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 2. P. 94–100. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 159.9

💾О СООТНОШЕНИИ ОБЩИХ, ЧАСТНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Любовь Валерьевна Черемошкина1,2, Лариса Владимировна Светличная3
1Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, lvch2007@yandex.ru
2Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
3Московский университет имени С.Ю. Витте, Москва, Россия, laswetl@mail.ru

Аннотация. Методологические и теоретические проблемы психологии способностей тормозят продвижение к их видовой дифференциации. Понимание способностей как индивидуально-психологических особенностей позволяет изучать широкий спектр характеристик человека, влияющих на эффективность деятельности, но ограниченность сравнительно-эмпирических исследований не дает возможности приблизиться к решению проблемы классификации способностей. В данном парадигмальном ресурсе классификация общих и частных способностей обусловлена разнообразием деятельностей. В настоящей статье предпринята попытка подойти к решению проблемы классификации способностей как орудий, являющихся сочетанием стереотипизированных психических процессов, имеющих биопсихосоциальное происхождение. Способности понимаются как орудийная основа качественно-количественного своеобразия реализации психических функций, характеризующая человека одновременно как индивида, субъекта деятельности и личность. Представлены результаты исследования общих, частных и специальных способностей через соотношения их результативности с психическими функциями и видами деятельности. Дифференциация общих и частных способностей показана на примере мнемических как подвида когнитивных способностей. Полученные при изучении мнемических способностей результаты позволяют рассматривать общие и частные когнитивные способности как орудийную основу реализации функции, а специальные — как симптомокомплекс общих и частных способностей, формирование которого обусловлено содержанием того или иного вида деятельности. Структура специальных способностей исследуется на примере лингвистических, являющихся системным образованием слуховой дифференциальной чувствительности, мнемических способностей, определенной зрелости артикуляционного аппарата, способностей анализировать языковые явления и чувства языка.

Ключевые слова: способности, классификация, общие, частные, специальные, орудия, функции, деятельность, мнемические и лингвистические способности

Для цитирования: Черемошкина Л.В., Светличная Л.В. О Соотношении общих, частных и специальных способностей // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 2. С. 94–100. 

ON THE CORRELATION OF GENERAL, PRIVATE AND SPECIAL ABILITIES

Lyubov V. Cheremoshkina1,2 , Larisa V. Svetlichnaya3
1Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia, lvch2007@yandex.ru
2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuyevo, Russia,
3Moscow State University named after S.Yu. Vitte, Moscow, Russia, laswetl@mail.ru

Abstract.Methodological and theoretical problems of the psychology of abilities hinder progress towards their specific differentiation. Understanding abilities as individual psychological characteristics makes it possible to study a wide range of human characteristics that affect the effectiveness of activity, but the limited comparative empirical research does not make it possible to get closer to solving the problem of classifying abilities. In this paradigm resource, the classification of general and particular abilities is determined by a variety of activities. This article attempts to approach the solution of the problem of classifying abilities as tools, which are a combination of stereotyped mental processes of biopsychosocial origin. Abilities are understood as the instrumental basis of the qualitative and quantitative originality of the implementation of mental functions, characterizing a person at the same time as an individual, a subject of activity and a personality. The results of the study of general, particular and special abilities are presented through the correlation of their effectiveness with mental functions and activities. The differentiation of general and particular abilities is shown on the example of mnemonic as a subspecies of cognitive abilities. The results obtained in the study of mnemonic abilities allow us to consider general and particular cognitive abilities as a tool for the implementation of a function, and special ones as a symptom complex of general and particular abilities, the formation of which is determined by the content of a particular type of activity. The structure of special abilities is studied on the example of linguistic, which are a systemic formation of auditory differential sensitivity, mnemonic abilities, a certain maturity of the articulatory apparatus, the ability to analyze linguistic phenomena and feelings of language.

Keywords: abilities, classification, general, particular, special, tools, functions, activity, mnemonic and linguistic abilities

For citation: Cheremoshkina L.V., Svetlichnaya L.V. On the correlation of general, private and special abilities // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 2. P. 94‒100.

Информация об авторах

Л.В. Черемошкина – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования Московского педагогического государственного университета, профессор кафедры психологии и социальной педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета.

Л.В. Светличная – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Московского университета имени С.Ю. Витте.

Information about the authors

L.V. Cheremoshkina – Doctor of Psychology, Professor of the Chair of Educational Psychology of Moscow Pedagogical State University, Professor of the Chair of  Psychology and Social Pedagogy of  State University of Humanities and Technology.

L.V. Svetlichnaya – Ph.D. of Psychology, Associate Professor of the Chair of Psychology and Pedagogy, Moscow State University named after S.Yu.Vitte.

Статья поступила в редакцию 10.04.2022; одобрена после рецензирования 11.05.2022; принята к публикации 24.06.2022.  The article was submitted 10.04.2022; approved after reviewing 11.05.2022; accepted for publication 24.06.2022.