ОСОБЕННОСТИ РАСЩЕПЛЕНИЯ ПОЛЮСОВ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ АНАЛИТИЧНОСТЬ/СИНТЕТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОСТИ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 1. С. 98–104. ISSN 2500-350X (online)

Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 1. P. 98–104. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья УДК 159.9

💾 ОСОБЕННОСТИ РАСЩЕПЛЕНИЯ ПОЛЮСОВ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ АНАЛИТИЧНОСТЬ/СИНТЕТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОСТИ
Светлана Александровна Дюпина
Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, DyupinaSvetlana@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2600-761X   

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей расщепления полюсов когнитивного стиля аналитичность/синтетичность студентов с разной степенью интернет-активности. В исследовании приняли участие 120 студентов (60 девушек и 60 юношей) в возрасте 18‒20 лет. Испытуемые являлись обучающимися Государственного гуманитарно-технологического университета г. Орехово-Зуево Московской области. Диагностика осуществлялась с помощью теста К. Янг и методики «Свободная сортировка» Р. Гарднера (модификация В.А. Колги). Выявлено четыре группы студентов: обычные, активные, сверхактивные, «патологические» пользователи интернета. Наиболее многочисленной являлась группа сверхактивных пользователей интернета. В группе активных пользователей интернета преобладали представители продуктивных когнитивных стилей: синтетики/категоризаторы и аналитики/дифференциаторы. В группе «патологических» пользователей интернета превалировали представители непродуктивного когнитивного стиля: аналитики/детализаторы. Группе активных пользователей интернета характерен самый высокий показатель уровня абстрагирования. Группа «патологических» пользователей интернета отличалась самым  низким показателем уровня абстрагирования. Регулярное и систематическое использование интернета в течение 3‒6 часов в течение суток способствует значительному усилению представленности продуктивных полюсов когнитивного стиля аналитичность/синтетичность, увеличению уровня абстрагирования. Регулярное и систематическое использование интернета в течение 9‒12 часов в течение суток способствует существенному усилению представленности непродуктивных полюсов когнитивного стиля аналитичность/синтетичность, уменьшению уровня абстрагирования.
    
Ключевые слова: интернет-активность, синтетики/категоризаторы, синтетики/глобалисты, аналитики/дифференциаторы, аналитики/ детализаторы

Для цитирования: Дюпина С.А. Особенности расщепления полюсов когнитивного стиля аналитичность/синтетичность студентов с разной степенью интернет-активности // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 1. С. 98–104.

SUMMARY

PECULIARITIES OF POLE SPLITTING OF THE COGNITIVE STYLE ANALYTICITY/SYNTHETICITY OF STUDENTS WITH DIFFERENT DEGREES OF INTERNET ACTIVITY    
    
Svetlana A. Dyupina
State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, DyupinaSvetlana@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2600-761X
    
Abstract. The article is devoted to the study of the peculiarities of splitting  the poles of the cognitive style of analyticity/synthetics of students with different degrees of Internet activity. The study involved 120 students (60 girls and 60 boys) aged 18‒20. The subjects were students of State University of Humanities and Technology in Orekhovo-Zuevo, Moscow Region. Diagnostics was carried out using K. Young's test and R. Gardner's “Free sorting” method (modified by V.A. Kolga). Four groups of students were identified: ordinary, active, overactive, pathological Internet users. The most numerous was the group of overactive Internet users. The group of active Internet users was dominated by representatives of productive cognitive styles: synthetics/categorizers and analysts /differentiators. In the group of pathological Internet users, representatives of the unproductive cognitive style prevailed: analysts/detailizers. The group of active Internet users is characterized by the highest level of abstraction. The group of pathological Internet users had the lowest abstraction level. Regular and systematic use of the Internet for 3‒6 hours during the day contributes to a significant increase in the representation of the productive poles of the cognitive style of analyticity/ synthetics, an increase in the level of abstraction. Regular and systematic use of the Internet for 9‒12 hours during the day contributes to a significant increase in the representation of the unproductive poles of the cognitive style of analyticity/ synthetics, and a decrease in the level of abstraction.
    
Key words: internet activity, synthetics/categorizers, synthetics/globalists, analysts/differentiators, analysts/detailizers

For citation: Dyupina S.A. Peculiarities of pole splitting of the cognitive style analyticity/syntheticity of students with different degrees of internet activity // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 1. P. 98–104.

Информация об авторе

С.А. Дюпина — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

S.A. Dyupina — Ph.D. of Psychologicy, Associate Professor of the Chair of Psychology and Social Pedagogy, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 19.11.2021; одобрена после рецензирования 18.01.2022; принята к публикации 15.03.2022.

The article was submitted 19.11.2021; approved after reviewing 18.01.2022; accepted for publication 15.03.2022.