ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ ONLINE-ОБУЧЕНИЯ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 2. С. 25‒33. ISSN 2500-350Х (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 2. P. 25‒33. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.015.3:159.9.07

💾ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ ONLINE-ОБУЧЕНИЯ

Елена Алексеевна Карпова1, Татьяна Ивановна Дрынкина2
1Национальный исследовательский университет ИТМО, Санкт-Петербург, Россия, dr.karpova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6271-9892
2Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург, Россия, drynkina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1725-7713

Аннотация. В статье описываются результаты исследований предпосылок формирования новых моделей обучения, основная задача которых заключается в формировании социально-личностных компетенций, достижении необходимых образовательных результатов, а также движении к персонализации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий. Приведены результаты отечественных и зарубежных исследований отношения участников образовательного процесса к online-обучению. Подчеркнуто, что интеграция современных информационных технологий в традиционное образование качественно изменила методы и организационные формы обучения. Обсуждаются результаты авторского исследования, целью которого было выявление особенностей восприятия студентов разных форматов обучения (online- , offline- и смешанное) и самооценка социально-личностных компетенций студентов, предпочитающих обучающий формат online-дистант. Определены преимущества online-обучения с точки зрения студентов. Рассмотрены пути оптимизации online-образования. Все респонденты сходятся во мнении, что смешанный формат обучения целесообразен для всех участников образовательного процесса. Акцентировано внимание на возможностях для доставки обучающего контента при смешанном обучении. Отмечается, что новые модели обучения направлены на персонифицированное обучение как современную модель и стратегию образования. Развитие у студентов софт скиллс является важным фактором формирования позитивного отношения к смешанному формату обучения.

Ключевые слова: BANI-мир, online-обучение, персонифицированное обучение, компетенции, софт скиллс, цифровая компетентность, смешанное обучение

Для цитирования: Карпова Е.А., Дрынкина Т.И. Психолого-педагогическое исследование предпосылок формирования online-обучения // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 2. С. 25‒33.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH OF THE PREREQUISITES FOR THE FORMATION OF ONLINE LEARNING

Elena A. Karpova1, Tatiana I. Drynkina2
1ITMO University, Saint-Petersburg, Russia, dr.karpova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6271-9892
2Vaganova Ballet Academy, Saint-Petersburg, Russia, drynkina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1725-7713

Abstract. The article describes the results of research on the prerequisites for the formation of new learning models, the main task of which is to form social and personal competencies, achieve the necessary educational results and develop personalization of education based on the use of digital technologies. The results of domestic and foreign studies of the participants’ attitude in the educational process to online learning are presented. It is emphasized that the integration of modern information technologies into traditional education has qualitatively changed the methods and organizational forms of education. The results of the author’s research are discussed, the purpose of which was to identify the characteristics of the students’ perception of different learning formats (online-, offline- and blended learning) and self-assessment of the social and personal competencies of students who prefer the online-distance learning format. The advantages of online-learning from the point of view of students are determined. Ways of optimizing online education are considered. All respondents agree that a blended learning format is appropriate for all participants of the educational process. It is noted that new learning models are aimed at personalized learning as a modern model and strategy of education. The development of soft skills among students is an important factor in the formation of a positive attitude towards the blended learning.

Keywords: BANI-world, online learning, personalized learning, competencies, soft skills, digital competence, blended learning, organization

For citation: Karpova E.A., Drynkina T.I. Psychological and pedagogical research of the prerequisites for the formation of online learning // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 2. P. 25‒33.

Информация об авторах

Е. А. Карпова – кандидат психологических наук, доцент Института международного развития и партнерства Национального исследовательского университета ИТМО.

Т. И. Дрынкина – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей педагогики Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

Information about the authors

E. A. Karpova – Ph.D. of Psychology, Associate Professor, Institute for International Development and Partnership, ITMO University.

T. I. Drynkina – Ph.D. of Psychology, Associate Professor of the Chair of General Pedagogy,Vaganova Ballet Academy.

Статья поступила в редакцию 16.05.2022; одобрена после рецензирования 02.06.2022; принята к публикации 24.06.2022.  The article was submitted 16.05.2022; approved after reviewing 02.06.2022; accepted for publication 24.06.2022.